okna.gif587e06ded838a

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

24
Июня
Воскресенье
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
баннер.jpg5aeff1f22913c
Что? Где? Когда?
За какую команду болеете на Чемпионате мира по футболу?
Курс валют в Бресте и области
000027_1528091827_305353_big.jpg5b179b65e05ec

Премьера спектакля «Невольницы» в Бресте: свобода или сладкий плен?

11:29 06.06.2018

В Брестском академическом театре драмы 3 июня состоялась премьера спектакля по малоизвестной комедии Александра Островского «Невольницы». Его поставил российский режиссер Егор Равинский. По задумке Равинского, пьесу XIX века зрителям представили историей вне времени.

В обществе, где развивается феминизм, образ главной героини пьесы Островского «Невольницы» Евлалии Андреевны кажется персонажем из прошлого: отца она почти не помнит, зато мать была для нее гувернанткой, которая опекала девушку, пока не выдала удачно замуж… 

По классике жанра, за человека состоятельного и вдвое старше дочери. Взросление исключительно в женском «коллективе», активная опека, отсутствие роли отца сделали свое дело: уже замужняя дама, главная героиня не знает ни себя, ни жизни. Но она так же, как все, тоскует по любви, ищет ее и так же, как многие, не находит. Это делает конфликт пьесы актуальным для любого времени.

На сцене Евлалия в исполнении актрисы Татьяны Строк выглядит повзрослевшей Алисой, которой по-прежнему кажется, что она живет в стране чудес. Об этом весь спектакль «проговариваются» даже наряды образа: в большинстве сцен Евлалия предстает в длинных расклешенных юбках-платьях из шифона… Таких же воздушных, как и ее грезы. Зрителю же со стороны хорошо виден самообман, поэтому смотреть постановку если не горько, то досадно (хотя у Островского пьеса котируется как комедия, а премьеру брестский театр представил как драматическую комедию. – Прим. автора).

Разумеется, само по себе замужество не сделало Евлалию зрелой. В 25 лет она по-прежнему остается наивной, юной и, как любая женщина, хочет очаровываться.

Контрастом на фоне горячо любящего, но старого, вечно занятого и, по словам Евлалии, противного ей мужа выступает Артемий Мулин – один из главных служащих в конторе супруга (актер Алексей Щербаков). Они общались и ранее. «Вы моя самая большая и единственная в жизни страсть», – характеризует она свое отношение к другу юности.

Но, вспоминая биографию героини, в большое чувство не верится. Девушка, которая выросла в женском «царстве» под надзором и кавалерами «не игралась», любит того, кто первый под руку попался. Но Евлалия с упрямством отстаивает «пылкость чувств» к Мулину почти весь спектакль. Еще бы! Ведь, сама не подозревая, она нашла проверенное средство от скуки, которую постоянно испытывает и не раз заявляет о ней во всеуслышание и которую подмечает даже шустрая экономка Стыровых Марфа (в этой роли – очаровательная Ольга Жук).

Молодая дама наделяет Мулина «сверхчеловеческими» качествами:

– Признайтесь, вы поэт?

– Никогда за собой такого не замечал, – простодушно, но честно отвечает он.

За Евлалией Андреевной он ухаживает по просьбе ее супруга: чтобы «молодая, склонная к увлечениям жена» не заскучала, пока бизнесмен отбыл по делам. Мулину Евдоким Стыров (заслуженный артист Беларуси Михаил Метлицкий) доверяет: конторский служащий зависит от него, сильно держится за свое место, ведь он «очень неравнодушен к деньгам».

Хотя Евлалия Андреевна вынуждает «главную страсть» на признание в давнишней любви, со своей «подопечной» Мулин общается по принципу «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»: механически соглашается со всеми ее прихотями. Впрочем, меж слов сквозит, что деньги персонаж видит первым ориентиром своей жизни. Ведь, в отличие от Евлалии, в богатстве он не купается. «Я не знаю, чего вам сейчас недостает», – время от времени он бросает ей в ответ.

Островский написал пьесу в 1881 году. Но режиссер Егор Равинский еще на стадии подготовки признался корреспонденту «Зари»: «Мне не хотелось реконструировать то время: бороды, сапоги… Для себя я нашел такое решение сценического воплощения – пространство лофт, когда оставляют старую архитектуру, но насыщают ее современными элементами. Получается современная история вне времени…».

В начале спектакля высокопарные слова (право, господа, маменька, любезнейший...), старорусские имена героев, историзмы («камердин» и прочее) плохо складываются в пазл с современным убранством декораций: портретом Мэрилин Монро в стиле пин-ап, красными лаковыми туфлями горничной, современной отделкой стен… Но постепенно история поглощает, и интерьер перестает быть заметным, кажется фоном. В то же время отношение режиссера к тексту автора оказалось скрупулезным: сама текстовка была сокращена, но не изменился язык Островского.

Элемент иной эпохи в спектакле представляют и граммофонные пластинки, которые при каждой подходящей сцене проигрывают блюз. «Плач плохого человека по хорошей жизни – так говорят о русском шансоне. Ну а блюз тогда – плач хорошего человека по хорошей жизни. Я подумал, как можно подчеркнуть эту женскую тему в пьесе? И, на мой взгляд, в спектакле очень органично прозвучит женский блюз – может быть, Нина Симон, Дженис Джоплин либо даже Эми Уайнхаус», – сказал Егор Равинский.

Приятельница дома Стыровых – Софья Сергеевна (актриса Татьяна Юрик) – женщина на редкость земная и практичная, противоположность Евлалии Андреевне. «Мы с вами обе изуродованы рабством. Вы – в детстве, я – в замужестве… Невольницы!» – смеясь, раскрывает она суть названия пьесы.

Софья Сергеевна не печалится – ловко извлекает радость из своего положения: «Выбирайте в жизни только легкий вес! Старайтесь больше знать, тогда будете меньше воображать!» – советует она зачарованной Евлалии. Вот и тайный ухажер у Софьи Сергеевны, как она выражается, дюжинный, остроумный мужчина. Она очень реалистична, поэтому беззастенчиво дает деньги и подарки своему поклоннику, за что тот умеет быть благодарным.

– Моя любовь не такая, – мнится Евлалии. – Он хорош собою, умен, благороден, поэт! Не богат. Давать ему денег?.. Да это обидеть, жестоко оскорбить его!

Пелена на глазах героини выглядит особенно нелепой, когда обе женщины узнают: они делят одного возлюбленного!

– Да разве ж это не горе… быть совершенно одинокой? – в отчаянии кричит она мужу и признается, что любила другого. Он, будучи мудрым и любящим, принимает свои ошибки:

– Я должен был заботиться о вас, как отец, а не следить и подозревать. Я предлагаю вам полную свободу, Евлалия! Живите на своей половине, имейте своих слуг, принимайте, кого хотите…

Но, спустившись с небес на землю, Евлалия делает для себя вывод. «Свобода хороша, да вот только я не знаю, что с ней делать! Я буду играть в вист!» – восклицает женщина, отчаянно танцуя под ритмы блюза. Среда ее победила.

Автор
Виктория АТРОЩЕНКО

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!