кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

23
Октября
Понедельник
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_.jpg59c20d5a7d471
obv.jpg5887175be6a38
Что? Где? Когда?
Каким мессенджером вы предпочитаете пользоваться?
Курс валют в Бресте и области
00.jpeg59bbd63cac279

«Скрипка Ротшильда» – одно из самых сильных театральных потрясений

16:31 15.09.2017

В шестой день фестиваля спектакль «Скрипка Ротшильда» Московского театра юного зрителя собрал самые продолжительные аплодисменты зала. Зритель долго не хотел отпускать давно любимых актеров: в постановке по произведению А.П.Чехова играли народные артисты Российской Федерации Игорь Ясулович и Валерий Баринов, а также заслуженная артистка России Арина Нестерова.

Билеты на этот спектакль зрители раскупили едва ли не сразу, как они поступили в продажу, несмотря на стоимость от 40 до 50 рублей. Постановка не начиналась до тех пор, пока все не заняли свои места, поэтому задержка составила пятнадцать минут, а потом сто минут без антракта зал находился в напряжении, следя за драмой. Были моменты и для улыбок, и для слез...

«Скрипка Ротшильда» – спектакль о гробовщике Якове, который ненавидел музыканта Ротшильда только за то, что тот самую веселую мелодию умудрялся играть печально. Он обижался, что в его маленьком городке люди умирали редко. Яков печалился праздникам, потому что они не позволяли работать. Поняв, что больная жена Марфа умирает, он без смущения снял с нее мерки и тут же сделал гроб, «ловя» предпраздничный будний день. А после смерти супруги вдруг увидел, что жизнь, которая дается человеку один раз, проходит без пользы. Осознал, что на свою Марфу за 52 года даже не обратил внимания. Слишком поздно он понял, что если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга «громадную пользу». Но почему слишком поздно? Перед собственной смертью любимую скрипку завещал все-таки Ротшильду! И, кстати, без Марфы гробовщик не смог прожить и двух дней. Так, может, он все же любил свою несчастную жену?

 Постановка известного режиссера Камы Гинкаса – лауреат премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший художник». Мировая премьера состоялась в январе 2004 года в США, в марте того же года «Скрипку Ротшильда» увидели зрители Московского ТЮЗа. Все это время спектакль с неизменным успехом живет в первоначальном актерском составе. Актеры театра и кино Валерий Баринов и Игорь Ясулович, к слову, – лауреаты премии имени К.С. Станиславского, Арина Нестерова – имени И. Смоктуновского. Кроме названных артистов, бесподобен в своей роли Антон Коршунов (фельдшер). Он, кстати, учась во ВГИКе, занимался в мастерской И. Ясуловича. В этой постановке вообще великолепно все: игра, свет, сценография, звук... Театральный критик из Минска Людмила Громыко считает, что если охарактеризовать данный спектакль одним словам, то это будет «мастерство».

– «Скрипка Ротшильда» всегда будет победителем любого фестиваля, – отметила доктор филологических наук, профессор Белгосуниверситета Татьяна Орлова. – Я была еще на премьере, и для меня эта постановка – одно из самых сильных театральных потрясений. Спектакль крепко, точно, жестко сделан режиссером в духе русской школы: когда надо играть хорошего человека, определи, что в нем есть плохого, а когда – плохого, посмотри, что в нем хорошего.

«Скрипка Ротшильда» – последняя часть трилогии Камы Гинкаса «Жизнь прекрасна. По А.Чехову», в которую входят еще «Дама с собачкой» и «Черный монах». Спектакль идет один раз в месяц и много гастролирует. Как рассказала своим коллегам и журналистам Владислава Куприна, которая заведует литературной частью Московского ТЮЗа, перед показом «Скрипки Ротшильда» И. Ясулович и В. Баринов появляются в театре раньше обычного.

– Когда выставлены декорации, приходит сначала Игорь Николаевич и ходит между гробов, трогает их, разговаривает... Когда Ясулович уходит, на сцене появляется Баринов и «тоже ходит – со своей пилой, с доской...», – отметила она.

Кстати, о декорациях. Всю сцену занимали изделия из дерева: гробы разных размеров, крышки от них, табуретка, часы, корытца, рабочий стол, лестница под самый потолок и даже лодка. Исполнители ролей Якова и Ротшильда, несмотря на свой возраст «за 70», так энергично перемещались по сцене, что иногда тесно расставленные предметы, казалось, рисковали внепланово упасть. И здесь нельзя не восхищаться физической крепостью, ловкостью, энергичностью В. Баринова и И. Ясуловича!

– Два года назад Игорь Николаевич приезжал к нам в Минск на молодежный фестиваль, где проводил мастер-классы. Мы обратили внимание, что он очень медленно ходил, ему помогали сесть, встать, – рассказала критик Надежда Бунцевич. – Когда я увидела, как в этом спектакле он подпрыгивает, куда-то запрыгивает, подумала, что сцена – это жизнь для человека! Она абсолютно меняет его!

Да, кстати, настоящей скрипки на сцене не было. Ее роль исполняла обычная пила. Лодка служила еще и постелью, а корытца на глазах зрителей превращались то в детскую колыбельку, то в гробик. В общем, почти у каждого предмета была не одна «жизнь».

 

– Весь спектакль очень четко ведет к главной мысли о смысле человеческой жизни, заставляет задуматься, что в ней делаешь ты, – уверена Надежда Бунцевич, которая призналась, что удивлена, что артисты продолжают играть на том же нерве, что и в первый раз. 


У представителей СМИ была возможность пообщаться с создателями спектакля «Скрипка Ротшильда» за несколько часов до показа.

– Мы приехали сегодня утром и этой ночью уедем. Нет возможности посмотреть другие спектакли, – рассказал Кама Гинкас журналисту «Зари», сообщив, что путь в Брест прошел с «приключениями»: – В Москве мы долго стояли у самолета, а потом нас опять пригласили в автобус. Ехали назад полчаса. Нас выпустили и ничего не объяснили. Мы тогда срочно заказали билеты на ночной поезд.

Оказалось, Валерий Баринов уже выступал в брестском театре 54 года назад: артисты Орловского театра привезли сюда мелодраму «Семья преступника», и ему, рабочему сцены, доверили выйти к зрителям в образе монаха. С нашим областным центром у артиста связаны и романтические воспоминания, потому что тогда он приезжал сюда с музыкантшей из г. Луцка, где коллектив из России побывал на гастролях до этого.

– Она играла на виолончели, а я таскал декорации. Так что Брест для меня – это встреча с юностью, – поделился Валерий Баринов, – Сходил утром на рынок, посмотрел на людей. Я всегда хожу на рынок, в какой бы город ни приехал. Понимаю, что из тех людей, кто был там, вряд ли кто придет на спектакль. Но я уже приблизительно знаю о людях, которые здесь живут. Должен сказать, народ здесь очень деликатный.

– С Беларусью у меня большие и давние связи: отсюда мои мама и бабушка, – подчеркнул Игорь Ясулович. – Мама родилась в Витебске, а бабушка потом перебралась в Оршу, куда я приезжал. Днепр переплывал туда и обратно! Очень мне нравилось приезжать к бабушке.

Кстати, Игорь Ясулович может поговорить и на белорусском языке. Артист сообщил, что, окончив институт, он приехал на гастроли в Минск, где его вызвали на «Беларусьфильм» и утвердили на роль сухорукого мальчика в картине «Через кладбище». Фильм снимался в Новогрудке. Выступал и на витебской сцене, когда спектакль «Скрипка Ротшильда» покорил зрителей фестиваля «Славянский базар». 

– Сегодня я с большим удовольствием сходил пешком в Брестскую крепость и так же вернулся в гостиницу, – признался Игорь Ясулович. – Вертел головой и восхищался, как все приведено в порядок! Как подумали об инвалидах: бордюры утопленные. Значит, здесь заботятся о людях. И мне очень нравится, что город зеленый, много парков. Спасибо вам за ваш город!

фото Валерия КОРОЛЯ

Автор
Елена СОКОЛОВСКАЯ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!