okna.gif587e06ded838a

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

20
Ноября
Понедельник
FB TW VK OK
Баннер не установлен
промбурвод2.gif5881a965f2bf9
raspisanie_brest_.jpg59c20d5a7d471
obv.jpg5887175be6a38
Что? Где? Когда?
Какой транспорт вы чаще всего используете в городе?
Курс валют в Бресте и области
son.jpg591ea1ce93bc4

В 9 или 8 утра. Во сколько должны начинаться уроки в школах?

10:39 19.05.2017

В соответствии с поручением Президента в образовательной среде Брестчины идет обсуждение и изучение возможного пересмотра графика работы общеобразовательных школ.

Единого мнения по поводу того, когда лучше начинать занятия, нет. К каждому учреждению образования здесь нужно подходить в индивидуальном порядке, учитывая его специфику, считают педагоги.

СВОЯ СПЕЦИФИКА

На ступеньках СШ №7, одной из самых престижных и старейших в Бресте, не успеваю увернуться от гурьбы устремившихся из дверей старшеклассников. Впрочем, они-то мне и нужны.

– Как вы смотрите на то, если уроки у вас будут начинаться не в 8, а в 9 часов? – интересуюсь с ходу.

– Клёво! Хоть поспим. А заканчиваться будут, как теперь?

– Это вряд ли.

– Тогда не надо, а то ни в кружки, ни в спортивные секции не успеем.

Далее вопрос анализируем в администрации школы. 

– Все учебные заведения различаются – статусом, количеством детей, условиями для организации учебного процесса. В нашей школе 49 классов-комплектов, 1260 учеников. Основное здание, которое строилось в 50-е годы прошлого века, имеет просторные рекреации и не так много кабинетов. В 90-е добавилась пристройка, где больше аудиторий и поуже коридоры. И тем не менее занятия проводятся в режиме двух смен. Первый урок первой смены начинается в 8 утра, второй смены – в 14.00, звонок с последнего урока звучит в 19.30, – директор Светлана Езерская рассказывает о технических особенностях школы. – Мы максимально загрузили первую смену, поскольку во вторую, увы, отмечается снижение успеваемости… Словом, что касается перевода начала первого урока с 8 часов на 9, для нашей школы это нереально – здесь больше возможностей у тех учебных заведений, которые работают в одну смену. Мы сможем рассматривать такой вариант разве что в том случае, если субботу сделать учебным днем.




УСПЕТЬ ВСЁ

За учебную «пятидневку» ребята среднего звена здесь должны пройти 29 часов обязательных уроков, не считая факультативов и занятий в профильных классах, общая же нагрузка – до 35 часов. У старшеклассников – до 39, у первоклашек – 24 часа. Всё надо успеть.

Оживает школа, как правило, в 7.30 – к этому времени приходят не только дежурный администратор и дежурный класс, но и начинают массово подтягиваться «рядовые» ученики. Преимущественно – малыши первых-вторых классов, которых из рук в руки учителям передают спешащие на службу родители.

Непосредственно уроки у первоклассников начинаются без пяти девять – к этому времени они успевают проснуться как следует и настроиться на серьезную работу во время утреннего классного часа или факультативных занятий.

– Еще специфика нашей школы в том, что детей к нам привозят из разных районов города – в том числе Козловичей, Гершон, Плоски, Клейников, Ковердяк… Поэтому в 7.15 они уже здесь. И нам, соответственно, приходится быть на работе, – отмечает опытный учитель начальных классов Лариса Пропушняк. – Да и тем, кто живет в центре, надо успеть ребенка накормить, одеть соответственно погоде, проводить и тогда уже спокойно отправляться на работу – как показывает практика, не каждый первоклассник способен самостоятельно закрыть дверь квартиры. Что же касается второй смены – третьих и четвертых классов, по моим наблюдениям, последние уроки, которые заканчиваются в 18.30, абсолютно не продуктивны: дети практически уже спят. И если сдвинуть время начала уроков на еще более позднее, не знаю, что мы наработаем.

А к тому же, как рассказали педагоги, до 80% детей первых-вторых классов охвачены дополнительными образовательными услугами – родителями очень востребован немецкий язык, который преподают здесь на самом высоком уровне. И, как отмечают папы-мамы, ребенок гораздо лучше усваивает материал, если занятия начинаются с 8 часов, а не после уроков. И еще: почти 90% учеников среднего звена посещают внешкольные учреждения – кружки по интересам и спортивные секции. Для этого тоже необходимо время.

Готовясь к разговору, педагоги проанализировали, много ли ребят опаздывает к первому уроку первой смены. За последнюю неделю насчитали 28 человек, в том числе лишь пять учеников начальных классов. И в большинстве случаев это было связано с работой общественного транспорта в час пик, а не с тем, что ребенок проспал. Притом, что 78% учащихся не проживают в районе родной школы. 

Очень многое зависит от семьи – насколько грамотно организован режим дня. Если ребенок вовремя ложится спать, если перед сном его ничто не отвлекает, не будоражит, вопросов с недосыпанием или вялостью на уроках нет, утверждают педагоги.




ПЛЮС 300 КМ В ДЕНЬ

Александр Шеметюк сколько себя помнит, в родную Ружанскую школу ходил к 9.00 – в это время начинались уроки. Возглавив учебное заведение, привычный график менять не стал: так удобно во всех отношениях.

– Новое здание, рассчитанное на 1100 учеников, построили 30 лет назад. Так что нынешним деткам в одну смену места хватает с лихвой. На сегодняшний день их 464 – вместе с теми, которых подвозим из окрестных деревень. Свои коррективы, к сожалению, по-прежнему вносит демографический спад – за последние пять лет количество учащихся уменьшилось примерно на 100 человек, – рассказывает Александр Викторович.

Два школьных автобуса за 3-4 рейса ежедневно доставляют в городской поселок 117 учеников из 11 населенных пунктов Пружанщины, одного из самых крупных по площади районов области. Ближайшая деревня Павлово – в 3,8 км, до самой дальней Близной – 13. За весь день оба автобуса наматывают почти 304 километра.

Те ребята, которые приезжают пораньше, имеют возможность до основных занятий посетить факультативы. Развозят также партиями. Первый автобус отправляется в 14.00, последний – около 17. Расписания занятий и движения транспорта скоординированы настолько, что малыши в продленке успевают подготовить домашнее задание, а ученики постарше – позаниматься на факультативах и в кружках. Словом, ни ждать, ни догонять не приходится. А местным, ружанским, ребятишкам так и вообще благодать: утром в школу не надо вставать ни свет ни заря.   

ГЛАВНОЕ – ХОРОШЕНЬКО ВЫСПАТЬСЯ

Но дело даже не столько в том, когда просыпаться, главный вопрос – сколько спать, обращают внимание медики.

– Согласно исследованиям, современный школьник спит на полтора-два часа меньше, чем пару десятков лет назад спали его родители в том же возрасте, – отмечает специалист отдела общественного здоровья Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Валентина Машенская. –Накопленный дефицит сна по пагубному воздействию на организм сравним с гиподинамией или курением. Человеческий мозг развивается до 21-летнего возраста, в том числе и во время сна, поэтому длительное недосыпание в период роста и становления организма может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга. 

Хронический дефицит сна приводит к снижению умственных способностей детей. Как показал проведенный эксперимент, шестиклассники, которые спали на час меньше всего лишь в течение месяца, по своим умственным способностям и знаниям скатывались до уровня четвероклассников. Дело в том, что именно ночью во время сна мозг перерабатывает полученную днем информацию, переводя ее в долговременную память. Отсюда вывод: чем больше человек стремится запомнить в течение дня, тем больше сна ему необходимо. Поэтому крепкий сон в достаточном количестве крайне важен для долгосрочного запоминания новых слов, расписаний, формул, исторических дат и подобных сведений, то есть можно говорить о прямой связи недосыпания с уровнем знаний учащихся и отметками в их дневниках.

 



Проведенный опрос 7000 старшеклассников в одном из штатов Америки показал, что отличники в среднем спали на пятнадцать минут дольше тех, кто учился на четверки, а те, в свою очередь, на четверть часа дольше троечников. Эти данные совпадают с рядом других исследований. В школах одного из штатов Америки начало уроков перенесли с 7.25 на 8.30. Последствия были поразительными. Всего лишь один лишний час сна значительно повысил оценки учеников по математике и языку.

Кроме того, нехватка сна ведет к накоплению в организме гормона стресса, повышает риск развития депрессии в два раза, что проявляется подростковой нервностью и нестабильностью поведения, неумением справляться со стрессовыми ситуациями, перепадами настроения. Следующая проблема, связанная с недостатком сна, – это нарушение выработки определенных гормонов, регулирующих рост и развитие детей.

Итак, исследования ученых показывают, что продолжительность сна у школьников начальных классов должна составлять около 10-11 часов, детей в возрасте от 11 до 16 лет – не менее 8-9 часов. Подросткам старше 16 лет нельзя спать меньше 8 часов в сутки. При таком режиме нервная система отдыхает, а организм восстанавливается. 

Ложиться же спать школьникам нужно не позже 22 часов. В этот период человек хорошо расслабляется и спокойно засыпает. Бодрствование после 22 часов нарушает процессы восстановления организма.

 



В ТЕМУ

Время начала занятий в учреждениях общего среднего образования четко прописано в утвержденных в стране санитарных правилах и нормах (СанПиН). В соответствии с требованиями СанПиН, учебные занятия в учреждениях образования должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену и не позднее 14.00 – во вторую; оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00.

Решая вопрос с графиком занятий, надо очень грамотно соотнести интересы и детей, и родителей, и учителей, и в целом общества, подчеркнул министр образования РБ Игорь Карпенко. 

Как позднее объяснили в Министерстве, администрации школ, где дети учатся в одну смену, будут рассматривать возможность начала занятий в новом учебном году с 9.00. В школах, которые работают в две смены, окончательное решение также будет приниматься на местах. При этом будут учитываться загрузка детей второй смены и рабочий график. Родители смогут привозить своих детей в школу заблаговременно. Час до занятий с ними будут заниматься педагоги: делать зарядку, проводить уроки творчества.




А КАК У НИХ?

У наших соседей – в Польше, России и Украине – время начала уроков в школе – 8.00.

Однако, как и у нас, в ряде случаев оно может меняться. Например, в некоторых учебных заведениях Москвы, Киева и других крупных городов из-за загруженности транспорта начало занятий может быть перенесено на 8.30 или 9.00. В 8 часов утра учеба чаще всего начинается также в Литве и Латвии. 

А вот в некоторых школах Китая дети садятся за парты в 7.30. В Японии – в 8.45. Между 8 и 9 часами утра приступают к урокам американские школьники. В Австралии ученики приходят на занятия к 9.00.



Автор
Ирина ОРЛОВА

Комментарии

Анна З
27.05.2017 00:50:39
Всю жизнь на 8 ходили. Если родители нормально приучили детей к распорядку дня - никаких проблем не будет.

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!