кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

27
Июля
Четверг
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
BANNER_VERT3.jpg59130cbe90704
obv.jpg5887175be6a38
Что? Где? Когда?
Что делать с мигрантами в Бресте?
Курс валют в Бресте и области
sirota-2.jpg58e3564dd908f

Взрослая жизнь после детского дома

11:16 04.04.2017

Как адаптируются в неизвестном мире, к чему стремятся, о чем мечтают выпускники интернатов.

СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ

Пригожий воскресный полдень. Дизель-поезд местного сообщения плавно покачивается на рельсах, убаюкивая беззаботных пассажиров. Вдруг распахивается дверь, и сонное пространство вагона оживает: «Помню, помню мальчик я босой…». Обладатель высокого чистого голосочка – вполне прилично одетый белобрысый мальчуган лет одиннадцати – старается вовсю.

– О, песня всех времен и народов, – с ностальгией в голосе вздыхает мой сосед по скамейке, отрываясь от кроссворда. И вдруг переключается на свое, сокровенное, что можно доверить лишь самому близкому человеку или случайному попутчику. – Давно ли я был таким пацаном! Время от времени в дизелях на еду зарабатывал. Отец с матерью перебивались случайными заработками – на одном месте не задерживались. Пили по-страшному. Потом отношения выясняли, бывало, он за ней с топором гонялся. Мы с младшей сестренкой прятались у соседей. А в общем-то до нас им и дела не было, одна забота – где бы с утра похмелиться.

Я учился в четвертом классе, Аленка – во втором, когда нас в детдом забрали. Здесь отогрелись, оттаяли. Поняли, что можно жить без страха и есть досыта, почувствовали о себе заботу.  

В училище получил специальность сварщика. И вот она – взрослая, самостоятельная жизнь, без воспитателей и нянек. В мечтах все легко и просто складывалось, а на самом деле… 


Навсегда запомнилось то состояние, когда понимаешь: перед тобой – реальный мир, о котором ты мало что знаешь, и с этого момента все решения придется принимать тебе самому. Странное, непонятное чувство. Как выход на Луну. В детдоме ведь нас не учили принимать решения, нести ответственность за свой выбор. Много лет мы жили на всем готовом: нас одевали, обували, кормили – все подано, тарелки мыть не надо. И не научились самостоятельности. 

Но самое главное, я не умел общаться с людьми, строить отношения. Грубил, был прямолинейным, замкнутым, не мог попросить о помощи. Никому не признавался, что детдомовский. Почему на меня обратила внимание хрупкая и на первый взгляд беззащитная девчушка Оля, которая в наше стройуправление тоже только-только пришла после училища штукатуром, до сих пор ума не приложу. Она стала мне не только другом, но и наставником. Слушала, слышала и понимала. Учила меня готовить, покупать одежду. Она научила меня любить и быть открытым для людей, чего я раньше тоже не умел. 

У нас подрастает трое ребят. Спешу из командировки к своему семейству. Жутко соскучился…


НЕСОВЕРШЕННОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

Их пути в детдом похожи. По крайней мере – тех 80% сирот, которые лишены семейного тепла при живых родителях, выбравших пьянство, агрессивность, безразличие. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. И приоритеты определило верные – ребенок должен расти с мамой и папой. Пусть и с приемными.

Поэтому в последнее время у нас в стране растет число детских домов семейного типа и закрываются детдома-интернаты. И все-таки пока общество не дозрело до того уровня, чтобы отказаться от них полностью.

Сегодня на Брестчине проживает около 3 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они нашли тепло и уют прежде всего в опекунских, приемных семьях, детских домах семейного типа. Примерно 140 ребятишек воспитываются в трех детдомах-интернатах – Бытенском, Дивинском и Кобринском. Более двух десятков юношей и девушек ежегодно выходят отсюда в большую жизнь.

Им рано приходится взрослеть. Пусть этот процесс продлится еще на пару лет, пока ребята будут проходить обучение в средних специальных учебных заведениях, куда большинство из них поступает. И здесь подростки еще находятся под присмотром социально-психологических служб, живут в общежитиях. 

А дальше? Многие ли вообще в 18-летнем возрасте готовы отправиться в свободное плавание? Даже если знают, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей.  


Примерно 20% детдомовских выпускников – это проблемные ребята, которые склонны копировать асоциальное поведение своих родителей.

«Остальные 80% всеми силами и средствами стараются наладить достойную жизнь», – говорит заведующая отделением социальной адаптации и реабилитации территориального центра социального обслуживания населения Московского района Бреста Ольга Павлюковец и рассказывает истории ребят, с которыми его специалисты поддерживают постоянную связь.

Центр сопровождает сирот в возрасте от 18 до 23 лет. Информацию о своих подопечных социальные работники получают от органов образования еще до того, как парни и девушки уйдут из детских домов или общежитий при учебных заведениях.

Как правило, с момента получения сиротского статуса за детьми закрепляется жилье. Предоставляется и жилье социальное. Правда, очередь, пусть и льготная, на его получение существует. 

Так что многим после учебы приходится возвращаться в родительский дом, где среда за время пребывания ребенка в интернате, как правило, к лучшему меняется редко. 


…Сергея встретила та же «проспиртованная» атмосфера, из которой в детдом его увезли шестилетним. В квартире, где регулярно «соображали на троих» проживавшие там папа, родной дядя и дедушка, парень, понятное дело, не встретил ни радушия, ни уюта. Хоть и устроился на работу по специальности, и в коллективе быстро прижился, все-таки решил на время уехать в Россию – не по душе ему был такой дом. Сейчас у Сергея уже свое жилье, которое он потихоньку обустраивает на заработанные деньги.

Михаил после интерната тоже прибыл, выражаясь казенным языком, по месту лишения родительских прав. Но у него перебороть среду обитания не получилось – пристрастился к психотропам. Парень сегодня под присмотром всех служб – социальных работников, бывших педагогов, медиков, постоянный «клиент» милиции… 

СТУПЕНИ ВЗРОСЛЕНИЯ 

Из 153 сирот в возрасте 18-23 лет, которые проживают в Московском районе Бреста (статистика на 1 января 2017 года), 35 учатся, 57 работают официально. Остальные заняты у частников, ездят на шабашку. Есть, к сожалению, и небольшая часть тех, кто нигде не работает, не учится и ведет асоциальный образ жизни.


– Вступая в самостоятельную жизнь, молодые люди сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими, – рассказывает Ольга Павлюковец. – Принятая в Республике Беларусь законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускников практически во всех жизненно важных сферах. Однако при наличии работы они ее легко теряют, получив жилье, лишаются его в результате бессмысленных сделок или приводят его в негодность, не хотят и не могут достойно учиться, оставляют своих детей или не осуществляют должного ухода за ними. Поэтому выпускнику интернатного учреждения необходима поддержка при переходе из специфического мира интерната в сложный и трудный современный мир, чтобы найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни.  

Многие молодые люди слабо представляют, что делать с полученным жильем, что важно умение не только открывать дверь квартиры, но и оплачивать коммунальные услуги, следить за порядком и ремонтом. Не знают, как продукты появляются на столе, как готовятся. Хотят иметь много денег, но не понимают, что для этого надо прилагать определенные усилия, не представляют, что такое работа, обязанности. Девушки рано становятся мамами. Нередко они не замужем и воспитывают деток в одиночку…


С данной категорией молодых людей уже пять лет территориальный центр Московского района Бреста работает в рамках проекта «Центр поддержки «Пять ступеней», который создан совместно с преподавателями социально-педагогического факультета БрГУ имени А.С. Пушкина и представителями православной церкви.

На первой ступени ребята знакомятся друг с другом, на второй – определяются, чего они хотят от жизни. Третья ступень помогает разобраться во внутреннем мире, четвертая – раскрыть свои таланты. Пятая, заключительная, позволяет улучшить взаимоотношения с окружающими и самим создавать группы взаимопомощи. Проект включает в себя различные тренинги, семинары, встречи с квалифицированными специалистами, которые помогают участникам на каждом из этапов.

Сейчас готовится новый социальный проект, который будет направлен на поддержку матерей-одиночек из числа детей-сирот. 

В рамках проекта «Пять ступеней» три пары нашли свое семейное счастье, у них уже растут дети. Этот факт – из категории высших достижений.


ПРЕОДОЛЕТЬ СЕБЯ

Когда 18-летний Юра впервые пришел в территориальный центр Московского района, он был настолько замкнут, что даже на элементарные вопросы отвечал с трудом. Спустя полтора года парень изменился до неузнаваемости. Сегодня у него много друзей. Он стал одним из лидеров проекта «Пять ступеней» и уже сам ведет группу взаимопомощи. А еще – открыл в себе способность к рисованию и на досуге занимается любимым делом со сверстниками: ведет кружок. Полученную от государства квартиру помогли обустроить добрые люди, с которыми познакомился еще в интернате.

Во время встречи с корреспондентом Юра сильно смущается. И все-таки рассказывает свою историю:

– О родителях я ничего не помню, никогда их не видел. Мама оставила меня маленьким в роддоме. Когда я стал постарше, пытался их разыскать. Ничего не получилось. Единственное, что знаю: папа умер, а мама пьет.

Из интерната уходить не хотелось – там было тепло и мирно. Мне повезло, что я познакомился с ребятами, со многими дружим и сейчас. Еще – там я научился ценить людей.

В школе я учился плохо, но только потом понял, как это повлияет на мою жизнь. По своим возможностям выбрал строительную специальность. Уже полтора года работаю. Работа нравится, физически она тяжелая, но я решил на этом не останавливаться. В следующем году хочу поступить в университет, чтобы развиваться дальше. 

Получилось же у меня справиться со многими страхами, когда приходилось обращаться в разные инстанции, например, в ЖЭС – казалось, что я не умею правильно говорить, правильно выражать свои мысли. Посещая занятия проекта, я не только сам многому научился, но и понял, что могу поделиться тем, что знаю и умею. 


…Самая большая проблема, с которой сталкиваются выпускники детских домов, – в общении с новым миром. Возможно, нужно искать такие формы устройства детских учреждений, где мальчики и девочки могли бы перенимать такие модели поведения, которые понадобятся для самостоятельной жизни. 

Только известно ведь, что лучший учитель – это собственный опыт. А лучший способ постигать его – когда рядом неравнодушный человек. Тогда гораздо проще поверить, что вокруг не колючий и холодный, а вполне дружелюбный мир.

Автор
Ирина ОРЛОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!