кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

24
Июня
Суббота
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
промбурвод2.gif5881a965f2bf9
BANNER_VERT3.jpg59130cbe90704
obv.jpg5887175be6a38
Что? Где? Когда?
Что делать с мигрантами в Бресте?
Курс валют в Бресте и области
za_zakryitoy_dveryu670jpg.jpg58b6c1352dfec

Сартр по-русски: брестчане увидели спектакль «За закрытой дверью» с Соколовым и Алферовой

14:40 01.03.2017

Для театральных звезд первой величины, которыми, несомненно, являются такие знаменитости, как Андрей Соколов и Ирина Алферова, архисерьезные спектакли на гастролях по разным городам не характерны. Антрепризы или просто гастрольные туры собравшихся под одной вывеской популярных артистов частенько грешат культурой массовой, чем-то удобоваримым для зрителя чуть ли не любого возраста и интеллекта. А тут нате вам, брестчане, – пьеса высоколобого писателя-философа, столпа французского и мирового экзистенциализма Жана-Поля Сартра «За закрытой дверью». Интрига? Еще какая!

Зал ООКЦ был полон. И хочется верить, не только ради того, чтобы посмотреть на великолепную игру народных артистов России Ирины Алферовой, Андрея Соколова и прекрасно вписавшуюся в элитную компанию Елену Медведеву. Но и чтобы подумать о том, как мы живем, оглянуться на прожитое, понять, что еще можно исправить в своей жизни, дабы потом «не было мучительно больно», как писал другой литературный классик.

Правда, чтобы не отпугнуть зрителя недюжинным интеллектом Сартра, в афише сделана аннотация-оговорка:  «В версии московского театра «Игроки» (постановка – заслуженного артиста России, актера и режиссера Александра Мохова, режиссер –художественный руководитель театра «Игроки» Рудольф Саркисов) эта пьеса теряет последний налет мистики и философской серьезности.

«Сартр по-русски» – так театр определил для себя жанр спектакля. То есть французское изящество, тонкость и ирония дополнены русской страстностью и бесшабашностью». Что же в итоге увидели брестские зрители? С какими впечатлениями они покидали спектакль?

Давайте обо всем по порядку. В центре пьесы три персонажа: журналист Гарсэн, богачка Эстель и почтовая служащая Инес. Все они очень грешны (не будем вдаваться в подробности их преступлений или низменностей, ибо это для Сартра неважно), а потому попадают в ад. Правда, преисподняя оказывается не тем местом, которое люди привыкли себе живописать в виде жаровен, котлов, кольев и прочей жути. Трио заключено в комнату, где и обречено прозябать навеки вечные в разговорах о... и вот тут-то мы подходим к самому главному – о чем могут разговаривать грешники в аду, которые не испытывают телесных мук? Ну, конечно же, о том, почему они здесь и в чем их расплата?

Поначалу никому из них и в голову не приходит признаваться в содеянном, но для того они и собраны втроем, чтобы всматриваться друг в друга (в сартровском аду герои лишены сна), деребить чужие и свои воспоминания, заводить разговоры, которые неизбежно приводят к одному – теме своего бытия, его бесконечного переосмысления.

Метафора ада выбрана писателем (это при том, что сам он себя называл представителем атеистического экзистенциализма), можно сказать, образцово-показательно. Сартр развивает свою теорию о том, что позиция «несвободы» (нечистой совести) в отношениях с другими людьми мучительна для человека даже тогда, когда он эту несвободу принимает добровольно. Сартр убежден, что даже в тюрьме (аду) человек может принять решение – быть свободным или остаться в плену привычек и обстоятельств. Герои пьесы, к сожалению, даже в аду ищут себе всяческие оправдания, чем все больше погружаются в «несвободу» и вгрызаются в свою совесть.

Стоит отметить, что московский театр «Игроки», как и было заявлено в афише, пытается прорвать экзистенциальный мрак пьесы юмором, искрометной игрой. Конечно, местами это удается – Соколов и Алферова с такой задачей не справиться просто не могут. Но Сартр все равно довлеет над всем и вся, потому что это произведение всегда считалось у него одним из канонических и входило в сборник «Философских пьес». Сделать из философского материала Сартра фарс или комедию вряд ли вообще возможно. Зрители, заведомо загнанные в лабиринт «проклятых вопросов», все равно будут искать на них ответы.

Выходя из зала, я заметил, что и автор пьесы, и режиссер с артистами своего добились: кто-то размышлял над своим бренным существованием и явно намеревался проанализировать все увиденное еще глубже, а кто-то просто получил удовольствие от замечательной игры известных артистов и лишь укоренился в тщетности постижения всех глубин человеческой души. 

P.S. Для самых въедливых мыслителей добавлю, что написанная Сартром пьеса в 1943 году вызвала массу толкований. Многие почему-то уцепились за фразу главного героя Гарсэна «Ад – это другие» и распространили ее на понимание французским писателем человеческих отношений вообще. 

Всё это вынудило Сартра спустя 20 лет объясниться: «В пьесе я хотел сказать, что многие люди как бы покрыты коркой привычек, обычаев, чужих о них суждений, причиняющих им страдания, но которые они не стремятся изменить. Это подобие смерти заживо, когда человек обуреваем тревогой за суждения и поступки, которые не хочет менять. Каков бы ни был круг ада, в котором мы живем, я думаю, что мы свободны его разрушить. Если люди его не разрушают, значит, они остаются в нем добровольно. Так добровольно они заключают себя в ад».    

Автор
Александр ЛОГВИНОВИЧ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!