кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

24
Июня
Суббота
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
BANNER_VERT3.jpg59130cbe90704
obv.jpg5887175be6a38
Что? Где? Когда?
Что делать с мигрантами в Бресте?
Курс валют в Бресте и области
AK5Z9883.JPG588b482d68d5b

В школу с 5 лет: плюсы и минусы

15:16 27.01.2017
Предстоящие изменения в Кодексе об образовании могут разрешить сесть за парту уже в пять лет. Интересно, каково на этот счет мнение современных родителей и специалистов?

– Сегодня существующая нормативная база позволяет родителям при желании обратиться в Министерство образования для получения разрешения на обучение ребенка ранее установленного срока. А срок сегодня определяется Кодексом об образовании Республики Беларусь. В первый класс идут дети, уже достигшие 6-летнего возраста, или пятилетний ребенок, если его день рождения приходится с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года, – говорит начальник управления образования Брестского облисполкома Юрий Просмыцкий. – Если ребенок родился в начале октября, за разрешением стать школьником чуть раньше можно обратиться в Министерство образования. Конечно, родители должны чем-то обосновать свое решение. Все это индивидуальная практика. Сроки начала обучения в первом классе в целом не изменятся.


 

Психолог отдела общественного здоровья ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Ирина Жарко уверена, что в каждом отдельном случае нужно учитывать психологическую зрелость ребенка, его готовность к обучению. Важно, чтобы дошкольник был эмоционально готов, поскольку поход в школу – своеобразный отрыв от мамы и достаточно высокий стресс.

– Есть дети, которым, чтобы чувствовать себя хорошо, нужно больше времени находиться с близкими людьми,  – отмечает Ирина Анатольевна. – Среди ребят, которые идут сейчас в школу и проходят психологическую диагностику, наблюдаются трудности в процессе обучения и адаптации. Поэтому считаю, что перед тем, как отдавать ребенка в школу, родителям нужно ответить себе на вопрос: а готов ли мой малыш учиться, большое количество времени находиться среди других людей, быть оторванным от семьи? Насколько он обучен навыкам самостоятельности, насколько умеет учиться? Нужно смотреть на сформированность основных навыков обучения: усидчивость, устойчивость внимания и так далее. Перед тем, как отдать ребенка в школу, лучше обратиться за консультацией к психологу. В каждом конкретном случае именно специалист поможет определить готовность к школе. Ребенок в четыре года может уметь писать, читать и прочее, но эмоционально оставаться незрелым. В таком случае школа будет стрессом для него! 

 

Естественный вопрос родителей: куда, к какому психологу можно привести своего дошколенка для консультации перед началом первого в жизни учебного года?

– Родители могут бесплатно обратиться в наш Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, – говорит Ирина Анатольевна. – В психоневрологическом диспансере большой контингент психологов, которые могут с радостью помочь. Консультацию окажет и школьный психолог того учреждения образования, в которое семья собирается подавать документы. В любой школе есть социально-психологическая служба, и туда всегда можно прийти на диагностику. 

А если окажется, что ребенок не готов? Как и где можно подготовить его к школе?

– Сегодня существует большое количество развивающих кружков, секций, где ребенка очень дозировано учат учиться, учат адаптироваться в коллективе, – продолжает Ирина Жарко. – Это хороший вариант подготовки для деток, которые не посещают детский сад, находятся дома. Ребенка нужно обязательно социализировать перед школой. Развивающие кружки и секции в таком случае обязательны! В детском саду такая работа поставлена на должном уровне. Там воспитатели грамотно выстраивают процесс социализации и адаптации детей. 



 

Ирина Анатольевна еще и мама троих детей, поэтому имеет не только профессиональный, но и личный опыт.

– Старший сын в шесть лет психологически не был готов идти в школу, ему можно было бы годик пересидеть, – признается она. – Средний ребенок, дочь, в шесть лет была готова к школе и от процесса обучения получает удовольствие. Младшему только четыре года. Сейчас он знает все буквы, считает до десяти и обратно, но я не могу сказать, что в пять лет он будет готов большое количество времени находиться в другом коллективе.

– Моя дочь родилась в середине октября и пойдет в школу без одного месяца в семь лет, чему я искренне рада. Считаю, что у любого ребенка прежде всего должно быть детство, которое он проведет в играх, а не за учебниками, потому что в пять лет он еще не готов сесть за парту и выдержать урок, – считает Татьяна Маргун, молодая мама с образованием учителя начальных классов. – В этом возрасте дети должны активно развиваться. Они не могут долго сидеть на месте. А те, кто хочет, чтобы его дитя как можно раньше начало учиться, пусть водят его в развивающие центры, где занятия проходят не по нескольку часов ежедневно, а пару раз в неделю и длятся недолго. Там учеба происходит в игровой форме, детей мало, и педагог каждому уделяет достаточно внимания. В школьном же классе около 30 детей – учитель просто физически не может в должной мере заниматься каждым, ведь ему важно уложиться в рамках урока в учебную программу. А теперь представим класс, в котором на одном уровне занимаются и те, кому пять лет, и те, кому шесть, и семилетки. Два года разницы для этих ребят – колоссальный разрыв! Одни дети хотят еще играть, другие уже готовы засиживаться над книгой.  В пять и семь лет интересы, как правило, разные! Тогда нужно или формировать отдельные классы из пятилеток, занимаясь с ними по упрощенной программе, или численность учеников в классе делать в два раза меньше, чтобы  учитель мог в необходимой мере проконтролировать каждого. 


Педагогический стаж учителя начальных классов СШ №10 г. Бреста Ларисы Погребняк насчитывает 35 лет. Не раз к ней в первый класс приходили как семилетние ребята, так и пятилетки. 

– Практика показывает: чем ближе возраст к семи, тем ребенок усидчивее и легче усваивает программу, – говорит Лариса Николаевна. – Если семь лет первоклассникам исполняется осенью, они, как правило, учатся успешно. Хотя мой ученик, который пошел в школу за две недели до шестилетия, учился на «отлично». Он потом успешно поступил в гимназию. И все-таки если ребенок читает и считает, не факт, что он может обучаться. У него должно быть развито логическое мышление. Важна учебная мотивация. Когда ребенок уже чувствует себя школьником, ему учиться легче, а если для него главный вид деятельности игра – заниматься трудно. У меня есть ученик, которому шесть лет исполнилось в августе. Он выполняет программу, но папа с мамой столько вкладывают в него, столько с ним сидят! Если бы мальчик пошел в школу через год, то успевал бы сам. Сейчас он больше радуется переменам, чем урокам. Ведь ему хочется больше двигаться!

Лариса Погребняк – мама троих взрослых детей. Она вспоминает, что старший сын, который родился в конце июня, пошел в школу в 6 лет и 2 месяца. Он уже умел читать, писать и решать, но по-настоящему за парту сел только в третьем классе. 

– Первые два года сын больше лежал на парте, потому что сидеть для него было каторгой, – рассказывает учительница. – А второй сын родился в марте. К 1 сентября ему было шесть с половиной лет, но я отдала его в школу через год, то есть в семь лет с половиной. Решила его не «мучить», потому что читать до школы он не любил, букварь прятал. Зато потом мой ребенок учился сам, был самостоятельный, ответственный. Дети, которым в первом классе уже исполнилось семь лет, учатся более осознанно. Я думаю, что для пятилетних первоклашек нужно снижать учебные требования.

Между тем Лариса Ивановна замечает, что среди ее учеников-первоклассников есть семилетки, которым что-то объяснять приходится по многу раз. Это еще раз свидетельствует о том, что все очень индивидуально.

– Кто-то и в пять лет будет учиться, но это больше как исключение. Я не видела пятилетку самостоятельного! – говорит Лариса Погребняк. – У меня училась пятилетняя девочка, но она успевала в учебе потому, что мама ее постоянно контролировала, а сам ребенок ничего не запоминал. 

К счастью, у родителей есть возможность учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если кто-то действительно «созрел» для учебы в пять – пусть садится за парту. Нужно шестилетке еще подрасти – время в запасе у него есть. Главное, чтобы родители были внимательны к своим детям и все-таки не пренебрегали консультациями специалистов.   

Автор
Елена СОКОЛОВСКАЯ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!