oknakondrrat.jpg5d6e634f052e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

8
Декабря
Воскресенье
Tlgrm Inst. FB TW VK OK
Баннер не установлен
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
баннер.jpg5dc178182d55d
Что? Где? Когда?
Кто станет главным тренером Динамо-Брест?
Курс валют в Бресте и области
gruzin1.jpg50c8fadf6532b

Гончарный круг: продолжение чуда

00:00 24.07.2008
    Сколько лет гончарному кругу? Тысяча, две, три?.. Посуду из глины находили на древнейших стоянках человека. Она помогла жить и выживать. Кстати, помогла она выжить и городнянцам. Вокруг Городной, которая известна с 1448 года, были непроходимые болота и глухие леса. А надо было жить, кормить себя и детей. И люди нашли выход – нашли поблизости глину – серую, черную, красную. И сели за гончарный круг.
    Городная, в которой, к слову, уже к началу прошлого столетия насчитывалось около 7 тысяч жителей, известна как один из центров гончарного промысла еще с ХV столетия, когда входила в Великое княжество Литовское. Профессия гончара тут передавалась из поколения в поколение. Обычно с детства все мальчики в семье постигали тайны гончарного ремесла. Часто вместе с родителями возили они по болотным гатям и песчаным дорогам Полесья горшки на ярмарки. Нагрузив повозки, кстати, специально для перевозки посуды сделанные, городнянские гончары развозили ее по всему Полесью, на ярмарки и базары в Пинск, Столин, Дрогичин, Давид-Городок, даже в Барановичи, Мир, Новогрудок, Клецк, на лодках по Горыни и Припяти – в Туров, Мозырь, Петриков. Знали городнянскую посуду на Волыни, в Киеве, Вильнюсе, Варшаве...
    За успешную профессиональную и хозяйственную деятельность в 1670 – 1772 годах Городная имела Магдебургское право и свой герб с изображением лося с золотыми рогами. Увы, в Городной сегодня немногим более тысячи жителей, в местной школе всего полторы сотни учеников. Продолжать гончарное ремесло проявили желание всего восемь из них. А городнянская керамика, в основной массе бело-глинная, отличается разнообразностью и утонченностью форм, четкостью декоров, своеобразной росписью. Она является настоящим культурным достоянием, сокровищем белорусского народа, отражает многообразный мир его талантов и богатых традиций. Про Городную, ее гончаров писал в своем очерке  «Званы в прадоннях  азёр» Владимир Короткевич в далеком 1968 году.
    Из поколения в поколение передавался гончарный промысел и дожил до нашего времени. Но в Городной, к сожалению, сегодня живут не сотни мастеров этого  самобытного ремесла, а всего лишь  семь. Их работа, основанная на преемственности многовековых традиций, сама по себе уникальна. Сохранить мастерство городнянских гончаров, содействовать развитию гончарного промысла, вывести работу Центра гончарства деревни на европейский уровень – вот цели проводимого здесь пленэра, который продолжится 10 дней. Его участники совершат экскурсии в Брест и Пинск, в Туров, Давид-Городок, Мотоль  и другие интересные места. Во время пленэра, где организованы мастер-классы, все желающие смогут воочию понаблюдать за таинством рождения изделий из глины. Готовые коллекции будут выставлены в областном центре в День города, а потом останутся в собственности Центра гончарства деревни Городная.
    В пленэре принимают участие 8 зарубежных мастеров и 12 наших соотечественников, в том числе брестчане Наталья Кривицкая и Валерий Марчук, а также семеро потомственных гончаров из Городной. Все участники пленэра – мастера с мировым именем, гончарство для каждого из них не только возможность заработать, это – смысл их жизни. О каждом из них можно писать книгу, снимать кино. Латыш Леонтин Цырулис принимал участие в выставках в более чем 100 странах мира. Грузин Джамал Балаташвили работал в Турции, организовал свою гончарную мастерскую в Москве, работал в знаменитой Гжели.  Россиянин, 23-летний Роман Соколов, на Столинщину добирался из далекого Иркутска. С детства занимается керамикой, участник и призер ряда городских, областных и международных выставок. Несмотря на свою молодость, он уже опытный мастер-гончар Иркутских народных промыслов, преподаватель гончарного дела Народного университета культуры, член Союза мастеров Прибайкалья. То же самое можно сказать и об Ольге Кошель. Ольга родилась в Мозыре, но теперь - гражданка Республики Молдова. У нее высшее художественное образование, своя творческая мастерская. Ольга - член Союза народных мастеров Молдовы, участница и призер многих международных  выставок.
    Под стать им и наши мастера  Арсень, Николай и Макар Шелесты, Георгий Ковалько, Николай Кисель, Аврам Басовец. Все они - городнянцы, потомственные гончары, участники и лауреаты республиканских и областных «Дажынак», многих других ярмарок и выставок. Аврам Басовец также лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Ему 73 года, свой богатый опыт передает молодежи, являясь руководителем кружка «Юный гончар» при Городнянском Центре гончарства.
    А такой центр - единственный в нашей стране. Он открылся в 2003 году стараниями местной учительницы, а сегодня неизменной его хранительницы Олимпиады Леоновец. Конечно, без поддержки местной и областной администраций вряд ли бы открылся в Городной Центр гончарства – это одновременно музей народных промыслов, в котором, к слову, хранится горшок «Адзiнец», созданный неизвестным мастером почти 300 лет назад и вмещавший 12 килограммов жита, и мастерская, где свой богатый опыт передают мастера-старожилы юным городнянцам. Надо видеть, с каким трепетом относятся к работе центра начальник управления культуры Столинского райисполкома Василий Заруба, председатель Городнянского сельсовета Николай Личевский, руководитель пленэра, завотделом традиционной культуры Брестского общественно-культурного центра Лариса Быцко, директор Столинского краеведческого музея Светлана Веренич. Ее проект возрождения хаты гончара выиграл грант программы CORE-OOН по безопасному проживанию в местах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, и в минувшее воскресенье в Городной открылся филиал Столинского краеведческого музея – «Сядзiба ганчара», в которой воспроизведены жилище ремесленника, его мастерская с гончарным кругом, местом хранения изготовленной посуды, на подворье – горн, погреб и прочее, что было характерно для места проживания и работы обычного мастера этого поселения.
    К сожалению, приходится констатировать, что гончарный промысел в Городной с начала 60-х годов прошлого столетия находится в упадке. Но его необходимо сохранить как достояние национальной культуры, более того – надо привлечь детей и молодежь к продолжению этой славной, яркой и самобытной традиции полешуков-городнянцев. Дальнейшее развитие здесь Центра гончарства привлечет сюда туристов. В этом я лишний раз убедился, наблюдая на пленэре за пожилой четой из Бразилии. Елена, в прошлом учительница португальского языка и прикладного искусства, родилась в семье эмигрантов с Пинщины. Она, кстати, и говорила со всеми, в том числе и со мной, на местном диалекте. Единственное, на что были нарекания, - гостиничный комфорт и питание. Правда, вкусом нашей молодой картошки они с мужем, итальянцем по происхождению, были просто очарованы.
      Как они все снимали на камеру, какими глазами смотрели на наши пейзажи, как фотографировались с местными жителями, притом не только с мастерами-старожилами, но и с ребятами, кто решил посвятить себя гончарству! Елена несколько раз мне повторяла: для меня это самое дорогое. Так что международный пленэр гончаров, если он станет традиционным, еще больше добавит этой уникальной деревне колорита и привлекательности. В том числе и для привлечения сюда туристов.

Автор
Валерий ГРИШКОВЕЦ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!