okna.gif587e06ded838a

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

24
Августа
Четверг
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
poezda_bresta.jpg599bd1e4d0aed
obv.jpg5887175be6a38
Что? Где? Когда?
сегодня -
- 27.08
Какой должна быть система оценок?
Курс валют в Бресте и области
IMG_8656.JPG58369f823858b

Павел Рябов: «Бресту не хватает своего искусствоведа»

10:06 24.11.2016

Три года назад Брестскую областную организацию ОО «Белорусский союз художников» возглавил Павел Рябов. Тогда в своем интервью ZARYA.BY он не скрывал, что мастерам изобразительного искусства приходится сталкиваться с определенными трудностями.

Недавно журналист вновь встретилась с Павлом Анатольевичем и узнала, что изменилось за это время, чем живут художники Брестчины сегодня, будет ли у них свой собственный сайт и другое.

- Павел Анатольевич, сегодня мы общаемся с вами уже по новому адресу. Почему офис областной организации переехал в другое помещение (ул.Гоголя, 54)?

- В выставочном зале по улице Советской у нас действительно было шикарное помещение, но аренда и содержание оказались непосильными для нашей организации, поэтому в 2014 году пришлось переехать в здание, принадлежащее Белорусскому союзу художников. Коммунальные расходы взяло на себя УП «Мастацтва», руководство которого располагается в соседнем кабинете.

- Хозяйственная структура УП «Мастацтва» содержит вашу организацию и предоставляет работу некоторым художникам. Насколько удается сохранять эти позиции?

- Раньше УП «Мастацтва» являлось фактически монополистом по художественным работам в городе и области. Росписи, мозаики, памятники, бюсты, фасады, сграфито – это все были его задачи. Как итог можем видеть скульптуры Афанасия Брестского и девушки с флейтой на острове в городском парке, памятник 1000-летию Бреста и многие другие произведения. То есть это был концентратор художественных заказов. События развиваются так, что фактически специалисты в области интерьеров у нас «вымирают». Новые экспозиции филиала «Спасенные художественные ценности» и «Музей войны – территория мира» выполнены уже Минским комбинатом. Сейчас «Мастацтва» - лишь один из участников тендера. Кто выиграл тендер – тот и выполняет заказ. В том числе художники, которые зарегистрированы как ИП.

- Стремясь поднять дела вверенной вам организации и наладить деятельность ее хозяйственной структуры, вы оставили любимую работу в академическом театре драмы. Наверное, решиться на такой шаг было непросто...

- Когда меня избрали председателем областной организации Белорусского союза художников, пришлось оставить театр, где я занимался изготовлением декораций к спектаклям и возглавлял художественно-поделочный цех. Мне нравились там коллектив, творческая атмосфера, нестандартные задачи и возможность реализовать свои задумки, технические решения. Но в то время иначе нельзя было: полная смена руководства УП «Мастацтва», поиск секретаря для организации... Нужно было восстановить и наладить нормальную работу, ведь приходилось выполнять роль администратора, вникать в дела с документацией.

- Эта жертва не была напрасной, если учесть, что за три года ряды областной организации Белорусского союза художников пополнили новые имена!

- В 2014 году в состав Белорусского союза художников приняты три человека, два из них – в молодежную секцию. Это брестчанин Петр Кузьмич – активный молодой художник декоративно-прикладного искусства с хорошей базой, прекрасным образованием. Также живописец Максим Бородич и керамистка Анна Амбросова из Барановичей, которые живут и работают в Минске. В 2015 году в организацию вступили Анна Чепурная-Олейник и Татьяна Потворова – очень талантливые авторы. Некоторые, добившись включения в союз, в творческом плане успокаиваются или остаются на прежнем уровне, а эти художницы подтверждают и развивают свою творческую позицию! В 2016 году в наших рядах снова пополнение: на собрании рады «БСХ» утверждены кандидатуры Геннадия Вяля и Петра Кузьмича (переход из молодежной секции в «большой союз»).

- Чем еще порадовали вас три года в должности «главного художника Брестской области»?

- Я не называл бы так себя, скорее - администратор, и вижу своей задачей отстаивать интересы брестских художников всегда и везде… Яркое событие в жизни нашей организации – это участие в 2016 году двоих художников Брестчины в одной из знаковых художественных выставок Франции ”Осенний салон в Таверни“. Леонид Ротько и Владислав Куфко представили там по две своих работы.

Также радует, что поддержаны и, самое главное, реализованы наши предложения о награждении художников государственными наградами. Одни получили грамоты Министерства культуры, другие – облисполкома. Николай Кузьмич стал обладателем ордена Франциска Скорины, Лев Алимов удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь». Старейшему художнику нашей организации Леониду Соловьеву в декабре исполняется 80 лет, и есть надежда, что к юбилею он тоже получит свою награду.

- А что можете сказать о выставочной деятельности участников организации?

- Проведение выставок зависит от творческой активности художников. Иногда приходится самому обзванивать авторов, убеждать их поучаствовать, находить транспорт, собирать работы и отправлять организаторам, обеспечивать сохранность... Не каждый автор решится отдать куда-то свои произведения, ведь это требует очень ответственного подхода. В прошлом году моими усилиями было организовано участие брестских гобеленщиц в республиканской выставке художественного текстиля: сначала в Витебске, а затем в Минске. В итоге в экспозиции были представлены работы Антонины Гурщенковой и Галины Рябовой.

В прошлом году по договоренности с «Пружанскім палацыкам» наши художники экспонировали свои произведения на выставке, посвященной юбилею Станислава Жуковского (1873 – 1944). Я лично объездил все мастерские, собрал работы, отвез их в Пружаны... 24 ноября в Минске состоится биеннале живописи, графики и скульптуры. В настоящее время стараюсь организовать участие там наших художников. 9 декабря планируем юбилейную выставку произведений Леонида Соловьева.

- Как насчет выставок, которые уже стали традиционными?

- Раньше организацией экспозиций в центральном выставочном зале на Советской занимался Михаил Коньков. После его безвременного ухода некоторые функции на общественных началах вынужден был выполнять я. Мы вносим свои предложения по выставкам на предстоящий год, и выставочная комиссия, руководство ООКЦ в основном включают их в план. В начале будущего года состоится четвертая выставка «Усе разам», первые две проходили с инициативы и под кураторством Михаила Корниловича. Критерии отбора участников стали более жесткие. Например, два года подряд проходили отчетные выставки под названием «Берестейская палитра», авторами которых были только члены областной организации Белорусского союза художников. И никаких «сочувствующих»! Работы принимались только за последние два года. Идея такова: посмотреть, кто чем занимается, как развивается, в каком направлении движется... То есть проследить творческий путь каждого художника. Тогда можно понять, кто работает, а кто нет.

- Давайте теперь поговорим о проблемах организации. Когда вы ее возглавили, она насчитывала 47 членов, и лишь 18 из них имели свои мастерские. Каковы цифры на сегодня?

-  В плане мастерских цифры те же. За три года от них отказались три художника, еще одна освободилась из-за того, что ушел из жизни Михаил Коньков. Сейчас в ней трудится скульптор Леонид Тарабуко. Два небольших помещения художник Игорь Романчук объединил в одно. Еще одну мастерскую занял Александр Улыбин. Но оплата за небольшие комнатушки, в которых, в принципе, не развернуться (15 квадратных метров), набегает до 1 миллиона неденоминированных рублей! Некоторым зимой нужно платить более трех миллионов рублей (на старые деньги). Аренда у нас льготная, но очень много тянут отопление, отчисления на капремонт и техническое обслуживание. Так что самая главная проблема – финансовая. Художники, у которых есть мастерские, фактически на уровне выживания! А без мастерской – какое может быть творчество? Проблема хранения собственных произведений тоже актуальна. Например, мастерская Натальи Черноголовы практически забита ее картинами, поэтому художница там не может работать.

- В прошлый раз мы говорили о том, что современным художникам Брестчины не хватает своего сайта...

- Мы реализовали давнюю мечту и мое предвыборное обещание. Сайт разработан на общественных началах, без финансирования и, соответственно, претензий на оригинальность. Единственное, что мы смогли себе позволить – оплачивать хостинг за счет членских взносов. Пока сайт работает в тестовом режиме. Там мы планируем постепенно аккумулировать всю информацию о брестских художниках, их творчестве и истории организации. Возможно, обо всей истории художественной жизни Брестчины. Свежие новости из жизни организации можно будет найти по ссылке на страничку фэйсбука. Так как это моя инициатива, мне и приходится собирать и редактировать материалы, администрировать сайт. Надеюсь на помощь заинтересованных, неравнодушных людей. Программа-максимум - собрать всю информацию о брестских художниках: кто, где и как работает, кто и когда был, кто где захоронен... 

- Что вас беспокоит больше всего?

- Беспокоит общая тенденция: снижение спроса на профессиональное творчество в нашем регионе, и не только у нас (думаю, это связано с экономической ситуацией). А также пассивность и апатия некоторых художников и коммерциализация искусства в целом. Хотелось бы еще большего внимания руководства города и области к нашему творчеству и проблемам. У меня есть несколько, на мой взгляд, интересных предложений к 1000-летию города. Скульптурные и живописные пленэры, тематические выставки…

С концептуальными идеями я знакомил некоторых должностных лиц, но детальная разработка этих мероприятий требует подключения специалистов и заинтересованных. Например, есть идея провести республиканский  скульптурный пленэр «Брест тысячелетний», создать садово-парковые скульптуры, отражающие в камне историю города Бреста. Произведения, выполненные профессиональными скульпторами, можно установить в парке тысячелетия, городском саду и других общественных местах. Можно провести республиканский живописный пленэр, посвященный известным деятелям искусства Брестчины (2017-й – заслуженный деятель искусств РБ П.А.Данелия, 2018-й - И.Я.Фетисов). Эти пленэры способствовали бы увековечению памяти об известных художниках – основателях Брестской организации БСХ.

- Как же поднять на должный уровень авторитет творческого человека?

- Нужно, чтобы мы все думали не столько про хлеб насущный, сколько о своем окружении - эстетике. Жаль, что единичные заказы либо срываются из-за отсутствия финансирования, либо переносятся на более поздний период. Как пример – установка мемориальной доски Александру Алонцеву (первому директору и основателю Брестской художественной школы), а также изготовленная, но не установленная композиция «Мальчик, пускающий пузыри».

- Вы можете поделиться своей мечтой?

- Это, скорее, пожелание: чтобы в нашем городе сформировалась команда инициаторов и генераторов творческой жизни и творческого процесса. Желательно появление грамотного и неравнодушного искусствоведа. Нужно, чтобы он проявлял активную жизненную позицию в плане искусствоведческого разбора событий, происходящих в области культуры региона. Такой человек в нашей организации генерировал бы интересные идеи, направлял бы и курировал выставки. Всё это в комплексе могло бы придать новое дыхание творческой жизни области.

Автор
Елена СОКОЛОВСКАЯ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!