кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

18
Октября
Среда
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_.jpg59c20d5a7d471
obv.jpg5887175be6a38
Что? Где? Когда?
Каким мессенджером вы предпочитаете пользоваться?
Курс валют в Бресте и области
Валерий Гришковец2.jpg56f924a6838a5

Валерий Гришковец: «Когда видишь искру Божью, хочется помочь»

15:33 28.03.2016

У Александра Блока есть стихотворение «Поэты» - трагическое и в то же время удивительно трогательное и возвышенное. Оно показывает хрупкость поэтической души, ее обнаженность и часто невозможность поэта приспособиться к существующим правилам и нормам, традиционному жизненному укладу. Написаны эти девять четверостиший более ста лет назад. Вспомнил я о них, когда готовился к интервью с поэтом Валерием Гришковцом из Пинска. И вспомнил не случайно. Стихи Александра Блока мой сегодняшний собеседник еще в юности «полюбил безоговорочно». И жизнь, как в том стихотворении, не раз пыталась его «втоптать в землю».

Это сегодня Валерий Гришковец – признанный поэт, журналист (сейчас он работает собственным корреспондентом «Зари» по Пинскому региону. – Прим. В.Т.), автор полемических статей, переводчик, лауреат различных литературных премий, член Союза писателей Беларуси и России, автор сборников стихов и прозы «Время отправления», «Круг аистиный», «Белые мосты», «Я из тех…». Недавно он был награжден высокой государственной наградой – медалью Франциска Скорины.

Но вначале был долгий путь сомнений и поиска: завод, служба в армии, работа виноградарем в Крыму, геологоразведчиком в Забайкалье, строителем в Бурятии, Литве. Потом учеба на факультете журналистики Белорусского государственного университета. Окончание Высших литературных курсов Литературного института в Москве (семинар Юрия Кузнецова). Непростой московский период. Возвращение в родной Пинск... Поэтому и разговор наш сегодня в большей мере о трудностях писательского труда, о фальши в творчестве, о будущем поэзии...

- Учитывая наше давнее знакомство, думаю, стоит перейти на «ты». И, в первую очередь, хочу поздравить с награждением тебя медалью Франциска Скорины.

- Спасибо. Я признателен, что мое литературное творчество, общественная и журналистская деятельность получили такую высокую оценку. Но, по-моему, самая высокая награда литератору, когда твое творчество находит отклик у читателя.

- Кто ты больше – поэт, публицист, журналист?

- Над этим я как-то не задумывался. Но начиналось все со стихов. Теперь все больше остываю к ним, к поэзии вообще. Правда, периодически читаю-перечитываю полюбившихся когда-то поэтов, чаще всего в минуты житейских невзгод. Это успокаивает, доставляет радость, удовольствие. С интересом читаю выпуски «Заранiцы», новые номера «Лiтаратуры i мастацтва», «Немана», «Полымя», других литературных изданий.

Публицистика, если она на должном уровне, говорит о писательской зрелости, серьезности. Берусь за нее не часто, стараюсь не размениваться по пустякам. Кстати, подготовил книгу своих статей, в том числе и публицистики, включил фрагменты дневника, что вел больше двадцати лет. Книга, на мой взгляд, получилась интересная. А журналистика – это то, чем плотно занимаюсь последние 11 лет.

- Твой дебютный сборник стихов «Время отправления» вышел в 1981 году, когда тебе исполнилось 28 лет. Солидное издательство, высокий тираж. Словом, перспективный старт...

- Первая книжка должна была появиться в издательстве «Мастацкая літаратура» в 1980-м. Но я уже думал, что она вообще никогда не выйдет! Столько было всего-всякого, что, скажу прямо, казалось, не переживу. Молодой был, горячий, нетерпеливый. А поддержки, по большому счету, никакой, даже, наоборот, находились «доброжелатели», что буквально топили. Получал на рукопись рецензии, в которых об одних и тех же стихотворениях были взаимоисключающие претензии, выводы. Это выбивало из колеи, руки опускались. Я не один раз переделывал одни и те же стихи, менял рукопись сборника, перекраивал, что-то убирал, что-то дополнял, исходя из требований очередного рецензента, но… Книгу не издавали. Когда же осенью мне передали из «Полесской правды», что им позвонили из издательства, и я должен срочно ехать в Минск заключать договор, не поверил. Пошел на почту, позвонил и… Даже после заключения договора и выплаты мне аванса, а деньги по тем временам для молодого человека из провинции были солидные, сомневался, пока не увидел уже изданный сборник.    

 - Какую роль в твоем становлении как литератора сыграл московский период, в частности, учеба в Литературном институте?        

- Я учился на Высших литературных курсах при Литературном институте имени М. Горького. Как раз попал в Москву в пик противостояния Ельцина и К* с Руцким-Хасбулатовым и К* в сентябре 1993 года. Удалось познакомиться с замечательными ребятами – писателями и поэтами с необъятных просторов России – из Ростова-на-Дону, Нальчика, Воронежа, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Омска, Иркутска, Улан-Удэ, из Подмосковья, Москвы, Питера… Преподаватели – образованнейшие люди, руководитель семинара – лучший поэт России второй половины ХХ века Юрий Кузнецов. Было кого слушать, было у кого учиться! Много писал, немало публиковался. Еще больше открывал для себя Москву, ее культурные (несметные!) богатства. Были, разумеется, и встречи, и дружба… С писателями, поэтами, артистами, музыкантами, художниками… Я и сам был, что называется, свободным художником. И это - в Москве середины и конца 90-х ХХ столетия… Сегодня и самому не верится: мега-мегаполис кишит милицией и солдатами с автоматами наперевес, на перекрестках БТРы, куда ни повернись – жулье, ворье, бомжи… Что ни день – резонансные грабежи, разбои, убийства… А я пишу стихи, езжу по редакциям, вечерами в ЦДЛ (Центральный дом литераторов), ЦДРИ (Центральный дом работников искусств), в Дом кино… – на выступления известных писателей, поэтов, артистов, презентации книг, фильмов, музыкальные премьеры, спектакли… Короче говоря, не было бы в моей жизни этих 11 лет в Москве – не было бы и меня как литератора. Если, конечно, есть такой литератор – Валерий Гришковец…

- В «Википедии» твое поэтическое творчество характеризуется фразой: «Критики отмечают некоторую мрачность стихов В. Гришковца, превалирование мотивов одиночества, обездоленности, тщетности жизни». На мой взгляд, достаточно поверхностное утверждение. А какую характеристику ты бы сам дал своей поэзии?

- Я тоже считаю, что это «достаточно поверхностное утверждение». Хотя давать характеристику своему творчеству считаю неправильным. Пусть это делают другие. Я старался быть честным. А если еще точнее, писал, как Бог на душу положит. Имею в виду стихи. А что получилось, опять же судить не мне. Жизнь – штука непростая. Если бы можно было начать сначала, многое бы сделал по-другому, не совершил бы то, что, увы, совершил…

- В заметке «Нести свой крест», включенной в сборник « Я из тех...», ты категоричен: «Органически, всем нутром не принимаю фальши, за версту ее чую. Как, впрочем, и всякого рода ложь...» Это можно отнести и к поэзии?

- Это и относится, в первую очередь, к творчеству, к написанному, опубликованному. Не только мной…

- Еще в юношеские годы в твоей литературной судьбе важную роль сыграли пинский поэт Владислав Ларин и литератор Василий Коротышевский. Тот же Ларин, как ты вспоминаешь в своих литературных дневниках, говорил: «...не пиши стихов – это беда...». Было время, когда ты соглашался с ним. Сейчас мнение не изменилось? И, как быть тем талантливым мальчишкам и девчонкам, которые делают свои первые поэтические шаги? Не главная ли роль известных писателей поддержать молодых, помочь им обрести свой почерк в литературе?

- Именно это и говорю молодым людям: можешь не писать – не пиши. Предлагаю им искать в жизни и другие сферы, где они могут проявить свои способности, свой талант. А когда видишь искру Божью, тут, действительно, хочется помочь.

- В 2010 году за книгу переводов стихов русскоязычных поэтов на белорусский язык «Белой вежи свет» ты был признан лучшим литератором года в Беларуси и получил статуэтку «Золотой Купидон». Отбираешь ли фактуру для нового сборника переводов?

- Теперь перевожу стихи все меньше и все реже. Правда, с удовольствием расширил бы книгу «Белой вежи свет» (стихи поэтов Брестчины на русском языке). Но, только вспомню, с какими трудностями шла и эта книга к читателю, пока подожду. Хотя для себя определил целый ряд имен молодых перспективных белорусских авторов, кого бы с радостью перевел на русский язык и включил в эту свою антологию.

- В 2001 году в одном из критических материалов ты пишешь: «Нынче «рыночно-базарные» отношения пустили корни ой как глубоко... И в отношениях «писатель – издатель», к сожалению, тоже. Не потому ли на полках наших книжных магазинов все реже и реже появляются книги хорошей прозы... Прошло уже 15 лет, что изменилось сегодня?

- По моему глубокому убеждению, литературный процесс должен быть, что называется, организованным. В первую очередь, это относится к выпуску литературных журналов, изданию книг. Должна быть обязательная редакторская работа, если хотите, цензура того, что предлагает автор обществу, соответствующий художественный уровень произведения, которое выходит в свет. Литература должна быть исключительно созидательного направления, даже если это сатира и юмор. То же касается и публицистики, и литературной критики, и драматургии. Книги должны выходить в солидных издательствах, при редакциях литературных журналов, серьезных газет, где роман, повесть, сборник рассказов или стихов будет профессионально отредактирован, прорекламирован, автор получит поддержку, в том числе и материальную. Ну а бездарная рукопись попросту не будет допущена до издания.

Я считаю, бесконтрольный выход разного рода литературной продукции сказался, в конце концов, на сегодняшнем отношении общества и людей к книге, в том числе и к стихам. Люди попросту перестали их читать, да и воспринимать. Самое удивительное, по крайней мере, для меня, что сами пишущие уже не читают.

Людям надо прививать хороший художественный вкус. И делать это с первых шагов ребенка, с детского сада, со школьной скамьи… Хотелось бы, чтобы и у нас, наконец-то, появились свои меценаты – люди высококультурные и образованные, кто бы поддерживал талантливых литераторов, художников, музыкантов. Именно талантливых, а не пробивных, которые, кстати, всегда устроятся, найдут возможность, как очередной раз засветиться.

- На твой взгляд, может пришла пора в нашей стране организовать по российскому образцу свой «белорусский Букер»? Подключить издательства, литературные союзы, книжные магазины, литературные сайты, чтобы это была масштабная и прозрачная кампания по отбору лучших произведений.

- У нас уже есть что-то похожее. В прошлом году Союз писателей Беларуси учредил Национальную литературную премию. Она присуждается во всех жанрах литературы. На Брестчине вручается литературная премия имени Владимира Колесника. Правда, теперь – раз в два года. Ежегодно проходит конкурс молодых авторов, по итогам которого издается книга, произведения победителей печатаются в журналах. В областях издаются литературные альманахи. У нас тоже такой альманах должен был появиться, но... Думаю, не все еще потеряно. Наверное, давно пора возобновить на региональных телеканалах выпуски передач, в которых бы звучало слово писателей, поэтов, говорилось о книжных новинках, звучали песни местных композиторов и поэтов… То же самое касается и радио.

- Сегодня в интернете существуют сотни литературных сайтов. Создается впечатление, что уже только ленивый не рифмует слова. В этой связи какой тебе видится поэзия будущего? Или с каждым годом найти стоящие строчки будет все труднее?

- Пусть рифмуют! Лично я нахожу хорошие строчки на той же литстранице «Зари»…

- Есть мнение, что писать лирические стихи в зрелом возрасте несерьезно. Но можно вспомнить крупнейшего французского поэта Поля Валери, который свой первый сборник поэзии издал в 46 лет. Твое отношение к временным рамкам в поэтическом творчестве?

- По-моему, не должно быть ни временных, ни возрастных, ни каких-то еще рамок в творчестве. Тот же Заболоцкий свои лучшие лирические стихи написал в зрелом возрасте. Симонов в самый страшный – 1941 год - написал замечательное стихотворение о любви – «Жди меня и я вернусь». А тот же Твардовский, крупнейший советский поэт, за всю свою жизнь не написал ни одного стихотворения о любви! И что? Объявить Твардовского черствым человеком?.. Да он был и человек сердечный, и редактор замечательный, и поэт выдающийся! А где сегодня можно услышать, кто сегодня поет песню на стихи Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату» - одно из самых пронзительных произведений о любви?.. Да-да, о любви! К Отечеству, к родине, родному очагу, женщине, семье…

Опять же, у каждого времени – свои песни. И что тут поделать?..

- И традиционный вопрос. О творческих планах...

- Пока я хочу издать подготовленные книги. Их несколько. Недавно позвонили из Минска: одна из них – «Как на духу!..» Стихи последних лет – уже в производстве. Думаю, скоро увижу ее. Надеюсь, выйдут и другие.

Автор
Владимир ТУРОВ

Комментарии

Lelik
30.03.2016 20:15:38
Хотелось бы к статье приложить парочку стихов Гришковца, чтобы слегка соприкоснуться с его творчеством.Хотя можно и в иннете поискать...

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!