greenNew-2.jpg5ceccc4d20ad9

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

14
Декабря
Суббота
Tlgrm Inst. FB TW VK OK
Баннер не установлен
Баннер не установлен
wot.jpg5bc5985a3b71c
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
баннер.jpg5dc178182d55d
Что? Где? Когда?
Кто станет главным тренером Динамо-Брест?
Курс валют в Бресте и области
AK5Z0926.JPG56cb068a7bfe1

Музей «Спасенные художественные ценности» обновил экспозицию (фото)

15:00 22.02.2016

В Год культуры и 25-летия таможенной службы Республики Беларусь в филиале Брестского областного краеведческого музея «Спасенные художественные ценности» открылась новая экспозиция. Журналисты «Зари» в числе первых увидели залы, обновленные после трех лет капремонта и работы над новой экспозицией. 

Этот музей открылся в 1989 году, а через 20 лет его сотрудники задумались о необходимости перемен. Они решили обновить экспозицию, подключив новые технологии. За архитектурно-художественный проект взялся член Белорусского союза художников, минчанин Юрий Сухов. Теперь художественный образ залов заметно преобразился. Особенно изменился первый этаж: автор предложил образ шкатулки с драгоценностями. Здесь стены  приобрели насыщенный темно-коричневый цвет, на фоне которого светятся и сверкают экспонаты. 



- Где была возможность, мы отдельные витрины заменили сплошным остеклением, что позволило дать экспонатам больше воздуха, а экспозиционные комплексы сделать более монументальными и торжественными. В результате увеличилось пространство, и мы смогли добавить новые музейные предметы, которым  раньше места не хватало, - рассказала заведующая музеем Ирина Тарима. – Фон витрин в залах разный – в зависимости от представленной темы. В первом – темно-зеленый, это фирменный цвет таможни. Во втором и третьем залах, где экспонируется иконопись, использован красный, который соответствует радостному, праздничному характеру православного мироощущения. А в четвертом, пятом залах, представляющих произведения ювелирного искусства и мелкой пластики, выбран приглушенный синий, который подчеркивает благородное сияние драгоценных металлов – серебра и золота. С ним хорошо сочетается золотистый цвет бронзы, белизна перламутра и кости. 

Всего вниманию посетителей доступны около 400 музейных предметов. Начиная, конечно, с первого зала, где мы теперь видим приборы, которыми брестские таможенники пользовались в 1970 - 2000-х годах во время досмотра багажа и коммерческих грузов. Среди них – набор реактивов для определения проб драгметаллов, приборы для установки подлинности драгоценных камней и документов... 



К слову, на постсоветском пространстве Брестская таможня считается самой передовой по техническому оснащению! Интересно ознакомиться здесь и с фотохроникой истории сотрудничества музея и Брестской таможни.

- Я поражен этой экспозицией, - признался заместитель начальника главного управления идеологии, культуры и по делам молодежи, начальник управления культуры Брестского облисполкома Сергей Панасюк. – Особенно впечатлила меня одна из икон в серебряном окладе – «Преподобный Сергий Радонежский»… Большое спасибо таможенным службам, потому что благодаря их профессиональной работе данные экспонаты остались здесь, а не ушли за границу, где мы их никогда не увидели бы. Также спасибо строителям, осуществившим капитальный ремонт, и в первую очередь - ОАО «Брестреставрация».

Икона, о которой сказал Сергей Борисович, впечатляет прежде всего размером и высоким художественным уровнем  исполнения оклада. Это дело рук санкт-петербургского мастера Дмитрия Андреева, который работал в середине XIX века и выполнял заказы для Императорского двора. Работу относят к 1843 году. В экспозиции она представлена впервые, как и русские паломнические реликвии, изделия из хрусталя в серебряных оправах Ильгюциемской стекольной фабрики (г.Рига), завоевавшей в 1937 году Гран-при на международной выставке в Париже. Значительно расширен в музее комплекс медного художественного литья. 


В залах русской иконописи впервые выставлены редкие иконографические сюжеты: «Триодь цветная», «Уверение Фомы», «Союзом любви связуемые апостолы» и образы наиболее почитаемых русских святых.

- Икон 18 - XIX веков у нас много, но почти вся коллекция требует реставрации, - рассказала Ирина Тарима. – Например,  «Уверение Фомы» была покрыта черной непрозрачной пленкой олифы, но теперь мы видим сияющие светоносные, чистые краски, и можно говорить, что это - одна из жемчужин нашей коллекции. 

Подпись автора на иконе – случай редкий. В брестской «Спасенке» - одно из двух известных произведений Василия Фетцова (вторая находится в Москве), «Чудо св.Георгия о змие», датированная началом XIX века.

При подготовке изображений к экспонированию сотрудники музея с помощью специального оборудования смогли прочесть ранее не поддававшиеся расшифровке клейма на серебряных окладах, а в некоторых случаях уточнили датировки и даже выявили имена мастеров.

- Мы узнали, что у нас в музее имеется икона в серебряном окладе работы одного из лучших мастеров Калуги конца 18 века Максима Кузьмина Золотарёва. Серебряники Калуги в этот период достигли очень высокого уровня мастерства. Их работы могли конкурировать с работами московской и санкт-петербургской школ, - сообщила Ирина Тарима.

Есть в музее и зал, посвященный странам Востока, где создан раздел искусства буддизма. Здесь уже иконы буддистские. Регион Центральной Азии представлен медночеканной посудой  XIX – начала XX века, сохранившей древние формы и мотивы орнаментального декора.

На втором этаже представлена экспозиция из фарфора и картины. Живопись, например, пополнилась произведением Франтишка Эйсмонда «После охоты», портретом девочки неизвестного русского автора  (1900 г.), пейзажем Ивана Айвазовского «Парусник на мели». Иван Константинович обычно писал бушующее море, но на этой картине мы видим лишь отголосок прошедшей бури, на горизонте – солнечный свет, который художник изображал даже в драматических сюжетах – как луч надежды, необходимый, по его мнению, в жизни и в искусстве.

Что же касается впервые представленных в музее произведений графики, то это образцы европейской репродукционной гравюры на меди начала – первой половины XIX века. 

Словом, это все надо видеть. Кроме общей экскурсии посетители могут заказать тематическую «Искусство иконописи», семейную интерактивную «По следам Кота Ученого», а также музейно-педагогические занятия по программам «Православное искусство» и «Жизнь старинной усадьбы».


фото Валерия Короля

Автор
Елена СОКОЛОВСКАЯ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!