blueALL-2.jpg5ceccc0d2b422

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

17
Сентября
Вторник
Inst. FB TW VK OK
баннер-final.jpg5d6cbb36a0c0e
Баннер не установлен
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rodinka2.jpg5cb02d256a88c
Что? Где? Когда?
Как вы обычно просыпаетесь утром?
Курс валют в Бресте и области

НЕВИДИМЫЕ или особенные?

00:00 05.05.2009


Тем не менее очевидно, что от этой проблемы никуда не скрыться. Да и во многих странах ее решают довольно успешно: детей с отклонениями в здоровье считают альтернативно одаренными. Они живут в своих семьях, учатся в обычных школах, занимаются спортом, свободно передвигаются по стране на специально оборудованных автомобилях, могут посетить любой спектакль или выставку. Теперь и в Беларуси, кстати, первой из постсоветских государств, сделали первые шаги в решении сложной и неоднозначной проблемы воспитания детей с особенностями в развитии. 
Потому что не такой, как все...
    В 2004 году в нашей стране начал действовать Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», по которому  возможности обучения «особенных» детей значительно расширились. С его принятием по всей республике начали открываться центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, где обучаются детишки с тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Это дети, которые до недавнего времени считались необучаемыми, - объясняет Татьяна Жук, директор Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – В центрах они учатся жизненно необходимым навыкам. Конечно, читать, писать и знать всю таблицу умножения они не будут, но после наших занятий они смогут самостоятельно себя обслужить, не требуя новых затрат со стороны государства».
    Кстати, раньше особые дети обучались на дому либо помещались в школы-интернаты. «А что такое школа-интернат? Многие из нас знают об этом лишь теоретически, - рассуждает директор центра. – Хотя  в итоге получалось, что деток с особенностями развития просто собирали в одном месте и фактически изолировали от окружающих, в том числе и от родных».
    К слову, на Брестчине работают 6 вспомогательных школ-интернатов, где обучаются около 700 детей с умственной отсталостью. Также действует четыре специальные школы-интерната, где воспитываются еще 474 ребенка: дети с нарушениями слуха учатся в Кобрине и Пинске, дети с нарушениями зрения  - в Жабинке, а в Телеханах находятся ребята с задержкой психического развития.
       Но сегодня по поводу закрытой формы образования у специалистов имеется четкое профессиональное убеждение: во вспомогательных школах-интернатах должны обучатся дети-сироты и дети из неблагополучных семей. Все остальные ребята, которые, к слову, легко адаптируются в обществе, должны находиться рядом с родителями. В особенности дети с легкой степенью умственной отсталости, которые при нормальном процессе интегрирования развиваются достаточно быстро. Естественно, они не могут выполнить сложных операций, но с простыми действиями, требующими кропотливости и усидчивости, справляются отлично.
    «Главное, что с детства ребенок остается в привычной и чаще всего дружественной для него домашней обстановке, в которой каждый его успех поощряется родными, - говорит Татьяна Жук. – Кроме того, независимо от состояния здоровья малыша, любящая мама не хочет отдавать свою кровинушку на воспитание чужим людям. И сейчас у каждого родителя есть право выбора места, где будет обучаться ребенок, даже если он не такой, как все».
Не быть в обществе лишними
    Уже сегодня во многих садиках, школах,  учреждениях профтехобразования Брестчины работают интегрированные и специальные классы (группы), в которых особый ребенок мирно «грызет гранит науки» вместе с другими учениками. При этом специальный класс, где детишки с особенностями занимаются по одной программе, размещается в стенах учебного заведения. По мнению директора центра, такая форма обучения наиболее удобна с психологической точки зрения. Она же – самая экономически обоснованная. Причем ребенка не надо отрывать от семьи, достаточно, чтобы педагоги, психологи и дефектологи постоянно с ним занимались. Кстати, результат комплексной работы сказывается и на здоровье ребенка, и на спокойствии его близких.
       Не менее комфортно, по словам специалистов, чувствуют себя и те особенные дети, которые учатся в одном классе вместе со здоровыми детьми. «К сожалению, далеко не во всех городах, не говоря уже про деревушки и поселки, есть возможность открыть специальный класс, - объясняет Татьяна Жук. – Поэтому здесь создаются интегрированные классы, где учится один или несколько особенных деток. И, как показывают исследования, эти дети не испытывают комплекса неполноценности, чувствуя себя полноправными членами мини-общества».
    К примеру, Алла М., ученица СШ №27 Бреста, мечтает стать продавцом. Ведь мама Люда – предприниматель, а потому частенько именно дочка помогает ей с приемом товара. Мама, глядя на любимую Аллочку, вспоминает: «Еще во время беременности мне пришлось пройти курс лечения с помощью антибиотиков. В итоге малышка не выговаривала все буквы, медленно набирала словарный запас. Когда она пошла в школу, мне постоянно приходилось быть рядом с ней. Хотя наш старший сын – очень умненький мальчишка». Сейчас Алла не без гордости демонстрирует школьный дневник, и по отметкам видно, что девочке уже удалось наверстать очень много. «Я вообще не знаю, что бы мы делали без дефектологов и учителей. Ведь наша семья – не единственная, кто столкнулся с такой бедой, и без помощи специалистов тут не обойтись», - резюмирует Людмила Николаевна.
       Это подтверждают и педагоги Малоритского сельскохозяйственного лицея – одного из пяти учреждений профессионально-технического обучения, где действуют интегрированные группы обучения. Ребята с особенностями - любимцы наставников – не менее желанны в близлежащих хозяйствах. И если раньше руководители с опаской относились к распределению на работу особенных молодых людей, то нынче они настроены более решительно: такие работники выполняют задание качественно, вовремя и не создают общественно опасных ситуаций.
Проблема в сознании
    Здесь возникает самый щекотливый момент: несмотря на то, что специалисты и родные особенных детей обеими руками за интеграцию, родители здоровых ребятишек не очень-то спешат отдавать их в необычные классы. Проведя блицопрос среди знакомых, у которых есть дети, убедилась на собственном опыте: в большинстве случаев ответ обеспокоенных взрослых был категоричен: «Мы против того, чтобы наш ребенок учился с ненормальным!» Почему? Причины высказывались самые разные: от банальной «не надо ему это видеть» до абсурдной «будет на него похож».
    «Как оказалось, сложнее всего работать с родителями здоровых ребятишек. Те люди, которые никогда не сталкивались с этой проблемой, предпочитают делать вид, что ее в обществе по-прежнему нет. Поэтому без профессиональной помощи психологов, авторитета учителя или воспитателя, предварительных бесед с администрацией учебного заведения практически невозможно убедить их, что любые подобные опасения абсолютно напрасны, - заверяет директор центра. – Особенные дети, которые идут в сад или школу, не представляют угрозы для детского коллектива, кстати, в отличие от некоторых здоровых, чье поведение иногда приводит в ужас даже опытных педагогов. Да и ущемлять право любого ребенка на образование никто не собирается: у нас есть школы, где в интегрированных классах учатся «олимпиадники» и медалисты. Тем более что наполняемость таких классов меньше обыкновенных, а значит, каждый ученик получит больше преподавательского внимания». 
    К слову, сегодня в области действует 46 дошкольных групп интегрированного обучения, где занимаются более 150 малышей с ОПФР. А в более чем 580 особых классах по всей Брестчине 1040 необычных школьников учатся жить в нашем обычном мире.
    Хотя, к примеру, в Дрогичинском районе до начала этого года не было ни одного класса интегрированного обучения. Причина тому – школа-интернат, которая находится в районе. Хотя со слов родителей оказалось, что им вообще никто интеграцию не предлагал: либо программа общеобразовательной школы, либо обучение во вспомогательной школе-интернате. «Это, прежде всего, недоработка местного центра коррекционно-развивающего обучения, где родителям не объяснили, что значит интеграция, - говорит специалист. -  И большинство особенных детей посещало обычную школу со слезами на глазах, ведь этому ребенку справиться с учебной общеобразовательной программой нереально. Сейчас в районе только один ребенок учится интегрированно. Но к началу следующего учебного года здесь обещают открыть шесть интегрированных классов».
Всеобщая любимица
    Идеальный вариант, по мнению специалистов, когда интеграция начинается еще в детском саду. Чем меньше ребенок, тем легче ему принять «не такого, как он». Ведь в старшем возрасте зачастую даже здоровые, но не похожие в своем поведении на остальных подростки становятся белыми воронами. А что уж говорить об особенных детях! Они словно гадкие утята среди прекрасных белых лебедей.
    Несколько лет назад в Березе на базе детского сада №5 была открыта первая на Брестчине группа интегрированного обучения. Началось все с подачи местного ЦКРОиР, а заведующая Галина Сибирякова безоговорочно поддержала новую идею. В группу зачислили четырехлетнюю Яну, которая передвигалась лишь с помощью инвалидной коляски. Тогда многие родители переживали, что малыши начнут копировать поведение девочки. А Яна, которая до этого общалась, по большому счету, лишь с мамой, впервые попав в детскую группу, с ужасом и криком реагировала на окруживших ее ребятишек. Но уже через полгода Яна... начала ходить! И абсолютно в каждой семье из числа малышей Яна стала желанным гостем, буквально родным человеком, дети не только с радостью заботились о малышке, но даже выстраивались в очередь, чтобы покатать ее во время прогулок. А родители со смехом разглядывали свои старые анкеты, в которых большинство их волнений были банальными предрассудками... 
    И все-таки говорить о том, что наше общество уже готово принять инвалида, к сожалению, пока рано. Даже несмотря на то, что в стране делается для этого очень много. «До сих пор люди испытывают элементарную боязнь перед человеком с особенностями, в том числе и перед ребенком. Им страшно посмотреть, дотронуться, тем более начать общаться с не похожим на тебя, - сетует специалист. – Но ведь раз такой человек пришел в наш мир, значит, это для чего-то необходимо. Может быть, для того, чтобы мы стали хоть чуточку добрее и милосерднее...».     
Комментарий специалиста
Инна ОМЕЛЯНЮК, зам. директора по учебной работе в начальных классах СШ №27 г. Бреста:
    - Наша школа является опорной: именно мы одними из первых начали заниматься с особенными детьми. И пока недовольства родителей по поводу интегрированных классов у нас не было. Но каждое новое поколение родителей становится все более амбициозным: приходя к нам, они уже знают, как надо учить  детей. Хотя зачастую именно их чада не отличаются соответствующим уровнем подготовки... Но родители изо дня в день продолжают ругать ребенка за то, что он не может хорошо учиться. А выяснить, в чем дело, им в голову не приходит. 
    На мой взгляд, интеграция – это положительное явление. И одновременно очень сложная работа, прежде всего – для учителя. Ведь то, как отнесутся одноклассники и родители к ребенку с особенностями, во многом определяется позицией педагога. Поэтому у нас в интегрированных классах работают очень сильные и добрые учителя. Иначе ничего не выйдет. Кроме того, для таких педагогов предусмотрена прибавка к зарплате в размере до 63% от ставки первого разряда.
    Начинать интегрировать детей, безусловно, надо с детского сада – трудности в обучении нужно корректировать в самом раннем возрасте. Понимаете, у нас учатся обыкновенные дети без всяких особенностей, которые имеют лишь двойки и тройки в дневниках. Зато все наши особенные школьники никогда не получают таких низких оценок и всегда очень стараются. Более того, проблем с успеваемостью или посещаемостью ими уроков за 12 лет работы интеграции в нашей школе не было ни разу.


Автор
Ирина КВАРТАЛЬНАЯ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!