okna.gif587e06ded838a

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

17
Октября
Вторник
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
промбурвод2.gif5881a965f2bf9
raspisanie_brest_.jpg59c20d5a7d471
ВЫХОДНОЙ.jpg59a673af0e8b3
Что? Где? Когда?
Каким мессенджером вы предпочитаете пользоваться?
Курс валют в Бресте и области
ружаны.jpg5506a7db53616

Ружанский дворцовый комплекс Сапегов ежегодно принимает до 20 тысяч туристов

11:52 16.03.2015

Не так давно в этих руинах гулял ветер, среди них паслись коровы и козы. Многое изменилось в 2008 году, когда благодаря решению Пружанского райисполкома (по согласованию с облисполкомом и Министерством культуры) здесь начались реставрационные работы. 

Вскоре, 25 января 2011 года, открылся музей «Ружанский дворцовый комплекс Сапегов»: четыре экспозиционных зала и один выставочный. Особого внимания заслуживает сувенирная лавка. Возможно, лучшая на Брестчине. Здесь можно приобрести традиционные тарелки, кружки, магниты, колокольчики с символикой Ружан и Беларуси, а еще – произведения местных народных умельцев из соломы, керамики и прочих традиционных материалов. Не будет преувеличением сказать, что лавка «Ружанские сувениры» – еще одна полноценная экспозиция. 


- Лев Сапега построил свою резиденцию в замечательном во всех отношениях месте. В сорока километрах отсюда находятся Слоним, Волковыск, Пружаны, Ивацевичи, Береза. Сейчас на таком же расстоянии проходит трасса М1, в 20 километрах - объездная дорога вокруг Беловежской пущи, трасса на Гродно, Лиду и Брест. А во времена Сапеги здесь проходил торговый путь на Московию, - рассказывает директор музея Руслан Книга.

Возможно, удобное географическое положение дворцового комплекса Сапегов сказывается на количестве туристов, ежегодно взглянуть на белорусский Версаль приезжают около 20 тысяч человек, 35% из них иностранцы.


Планировка Ружанского комплекса действительно напоминает Версаль – символ могущества и абсолютной власти короля Людовика XIV. Дворец в Ружанах, заложенный в 1596 году канцлером Великого княжества Литовского Львом Сапегой и перестроенный в XVIII веке, занесен в государственный свод историко-культурных ценностей Беларуси. Часть южного корпуса уже восстановлена (оба флигеля и въездная брама). Сейчас идет реставрация восточного корпуса, в стенах которого планируют создать театр в стиле XVIII века и экспозиционные залы.

Когда-то в восточном флигеле дворцового комплекса размещалась княжеская канцелярия, здесь же проживала театральная труппа. Теперь в этих стенах создан музей для сохранения истории замка и его хозяев – Сапегов…

Лев Сапега  в 1598-м выкупил ружанские имения у графа Василия Тышкевича и заложил на месте старого деревянного строения свой замок. Для этого он пригласил итальянского архитектора Санти Гучи, чьи ученики потом продолжили строительство.

- Сначала на ровной местности построили трехэтажные подвалы и обсыпали их землей, а сверху возвели крестообразный замок, имевший оборонительную функцию, - рассказывает Руслан Книга. - Северный корпус, который сейчас видим из окна, - это частично руины дворца XVIII века. До него на этом месте стоял замок. Первый этаж и подвалы еще сохранили замковые черты, остальное же перестроили под поздний классицизм с элементами барокко и рококо. При Сапеге в замке находилась библиотека, насчитывающая 4,5 тысячи книг, здесь хранился богатый арсенал, чеканились монеты...


Один из самых ценных предметов экспозиции – бронзовая печать рода с изображением герба «Лис», обрамленная розами (привилегия князей!) и украшенная пушками, саблями, топорами – символами воинской доблести. Здесь же – копия статута Великого княжества Литовского 1588 года (в создании которого Лев Сапега принимал самое активное участие), книги из Сапеговской библиотеки, подсвечники из Троицкого костела XVII века, саксонский фарфор XVIII века.

Следующий зал посвящен деятельности потомка Льва Сапеги - Александра Михала, который не отличался склонностью к политике, а больше любил театр, балы, фуршеты. Именно он перестроил полуразрушенный замок под дворец.


Почти всю стену зала занимает деревянный герб, который висел на въездной браме с 1772 по 2008 год.

- Таких гербов было два: с южной и северной сторон. Этот висел на юге. Он был поврежден, но восстановлен и размещен здесь. Сейчас на въездной браме вы видите копию, - рассказывает Руслан Сергеевич. – А на отдельной витрине представлены фрагменты герба, висевшего с северной стороны.

А над гербом, за стеклом  - копии чертежей Яна Самуэля Беккера, придворного архитектора Сапегов, который проектировал и строил Ружанский дворцовый комплекс. Оригиналы работ Беккера (планы здания в разрезе, планы зверинца, парка дворцового комплекса) хранятся в Варшавской народной библиотеке.

Почетное место в центре следующего зала занимает макет Ружанского дворцового комплекса, каким он был во второй половине XVIII столетия. «В западном корпусе находилась картинная галерея, где выставлялись лучшие работы европейских художников. Хранились здесь и трофеи, добываемые Сапегами во время боевых действий. В восточном корпусе размещались уникальный театр и манеж. Театр имел 7 кулис, то есть на протяжении одной постановки можно было несколько раз менять декорации», - продолжает рассказ Руслан Книга.


В этом зале привлекают внимание и археологические находки. К примеру, печной кафель, элементы кухонной утвари, пуговица с инициалами Александра Сапеги.

Здесь же можно увидеть копию плиты, установленной в честь визита в Ружаны короля Речи Посполитой и великого князя литовского Владислава ІV Вазы с супругой Цецилией Ренатой Австрийской.

- Такая плита в главном зале северного корпуса появилась в начале XVII века в память о том, что в Ружаны приезжал этот великий человек, - отметил Руслан Книга. - Вторая мраморная плита «Divo Casimiro Sacrum» была установлена там же в память нахождения во дворце в 1656 году мощей святого Казимира, особо почитаемого в Великом княжестве Литовском.



В западном флигеле можно познакомиться с историей Ружан.           

- «Как известно, Несвиж – главная резиденция рода Радзивиллов, но Ружаны по красоте ей не уступали, даже в чем-то превосходили, - замечает Руслан Книга.

Главное место в городке, разумеется, занимал дворцовый комплекс Сапег, перед которым размещались одноэтажные здания. В их стенах действовали суконные фабрики, цеха по изготовлению карет, обоев и прочего. Город разделяла речка Ружанка, а на ее берегу стояло много мельниц. В Ружанах создавались даже аналоги слуцких поясов.

Издалека был виден костел святой Троицы. К слову, сегодня в музее можно заказать экскурсию по этому памятнику архитектуры.


Костел построили в 1615 - 1617 годах благодаря финансированию Льва Сапеги. До наших дней внутри храма сохранились лепнина, люстра и бра, ковка, амбон и многое другое. Уникален и алтарь, на котором изображен герб рода Сапегов.       Церковь святых Петра и Павла построена по проекту того же архитектора во второй половине XVIII века. Она больше похожа на костел, ведь возводилась как униатская.

- С 1596 года на этих землях существовало униатство, и все православные на территории Великого княжества Литовского, сохраняя православный обряд, подчинялись папе римскому, - поясняет Руслан Книга.

В XVIII столетии на центральной площади, где сейчас в Ружанах расположен сквер, находились городская ратуша и торговые объекты. На север от дворцового комплекса на второй возвышенности по проекту Беккера был построен костел в честь покровителя местечка - святого Казимира. Храм можно увидеть и сегодня, но службы в нем не идут. На реставрацию памятника архитектуры открыт благотворительный счет.

Среди экспонатов, размещенных в западном флигеле дворцового комплекса, – копия привилея о покупке в 1552 году имения Ружаны графом Василием Тышкевичем и копия грамоты Владислава  ІV Вазы о даровании местечку 20 июня 1637 года Магдебургского права.


В целом интерьер помещения выполнен в стиле XVIII века, но здесь можно заглянуть одновременно в несколько столетий: в процессе раскопок археологи нашли под фундаментом существующего здания фундамент и полы, которые старше самих флигелей! Их можно увидеть через стеклянный пол.

- Мы сейчас находимся на уровне 1772 года, когда строился дворцовый комплекс, а до этого, в период возведения замка, на этом месте размещались другие постройки, - рассказывает Руслан Книга, указывая на кирпичный пол внизу под стеклом. - Это пол княжеской канцелярии. Годы шли - рос культурный слой, сейчас можно увидеть лишь фрагмент укрепленной стены периода войны Радзивиллов с Сапегами. В этом месте, кстати, нашли клад из медных монет: 1067 боротинок. Они чеканились в 1666 году -  на монетных дворах Польши и Великого княжества Литовского.


Стены вдоль лестницы, ведущей на второй этаж, в гостиную канцлера, украшены охотничьими трофеями: рогами оленей и лосей, кабаньими клыками и головами...

На воссозданном камине - часы периода Наполеона ІІІ (1870-е годы). На стенах - охотничьи трофеи (лисьи и кабанья шкуры, головы кабанов, чучело ястреба-перепелятника, рога косуль, оленей, лосей), а также копии холодного и огнестрельного оружия. Слева от входа - доспехи гусара Великого княжества Литовского.

К слову, проведение в гостиной канцлера театрализованной встречи «В гостях у Сапеги» для группы из 25 человек стоит 150 тысяч рублей, а обряд при регистрации брака в стиле XVII - XVIII веков - 800 тысяч.

- Весь коллектив нашего музея переодевается в костюмы шляхты начала XVII  века. И почти точно так же, как Сапеги встречали здесь Владислава ІV Вазу с его супругой Цецилией Ренатой Австрийской, мы принимаем официальные делегации, туристические группы и расписываем молодые пары, - рассказывает Руслан Книга.


Свадьба под старину получается необычной. Сотрудница загса ведет церемонию в костюме фрейлины. Вдоль правой стены усаживается княжеская свита (из числа сотрудников музея) во главе со Львом Сапегой, роль которого исполняет Руслан Книга. Иногда в старинные костюмы переодеваются жених с невестой. Чаще всего церемония происходит под аккомпанемент пружанского ансамбля «Арх».  


Что ж, пора к руинам дворца. Вход внутрь опасен для жизни, о чем предупреждает табличка.

На оконных проемах южной стороны руин частично сохранилась лепнина – лавровые венки. Лавр в своей архитектуре Беккер использовал часто – как символ почести, воинской доблести, славы.

– В конце 1980-х - начале 1990-х годов у местного населения существовало поверье, что если бросать в эту лепнину камни, то посыплются золотые монеты. Монеты не сыпались, а мы всю лепнину потеряли, – сокрушается Руслан Книга.

За дворцом находится вход в подвалы, но спускаться туда сейчас нельзя. В будущем, если позволят финансы, их планируют привести в порядок, открыть кафе или бар. Но пока говорить об этом рано…



Для желающих узнать больше об удивительной истории этих мест и нашей страны, остается лишь добавить, что музей работает со среды по воскресенье с 9.00 до 18.00. 

Фото Александра ШУЛЬГАЧА
Автор
Елена ГАРМЕЛЬ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!