okna.gif587e06ded838a

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

17
Октября
Вторник
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_.jpg59c20d5a7d471
ВЫХОДНОЙ.jpg59a673af0e8b3
Что? Где? Когда?
Каким мессенджером вы предпочитаете пользоваться?
Курс валют в Бресте и области
vremia.jpg52d0e3c40ca30

Почему Православная Церковь не празднует Рождество и Пасху вместе со всем миром

08:25 11.01.2014

Люди с самых первых времен пытаются постичь сущность времени, составляя для его измерения (в той условной сравнительной мере движения материи) календари. Для составления календаря достаточно любого явления природы, которое равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны, времен года и так далее. Существует несколько различных измерений года: тропический год (период прохождения солнца от равноденствия до равноденствия); сидерический год (относительно неподвижных звезд); время изменения прямого восхождения среднего Солнца на 360; аномалистический год; затменный (драконический) год; юлианский год и григорианский календарный год.

Большинству людей знакомы только два последних календаря, которые еще именуют старым и новым стилями. Названия этих календарей происходят от имен их создателей: Юлий Цезарь - римский государственный деятель и полководец, проведший реформу летосчисления в 46 году до Р.Х., и папа Римский Григорий XIII, который ввел в 1582 году свой календарь. Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки, что смещало дни равноденствий. Григорианская реформа заключалась в простом выбрасывании этих «лишних» дней, что, несомненно, привело к прерванности связующей цепочки времени.

В настоящее время разница между датами календарей составляет 13 суток и увеличивается на 3 суток за каждые 400 лет.

По григорианскому календарю живет большинство стран, по  юлианскому - Русская Православная Церковь. Объясним, почему?

Древнегреческий философ Платон (V век до н.э.) учил, что Солнце, Луна и звезды созданы для определения времени, как стражи-блюстители времени. Здесь он почти дословно повторяет Моисея (XIII век до н.э.), указывая, что до сотворения мира времени не существовало. Время возникло вместе с мирозданием.

Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов — Солнца, Луны и звезд, что соответствует библейскому: «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт. 1, 14–16). В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект — Солнце.

Второй момент календарного вопроса для Церкви связан с празднованием Пасхи Христовой. Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Но в церковных канонах есть правило: праздник Воскресения Христова непременно должен  праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему именно так? Потому что, согласно исторической, хронологической, человеческой  и церковной памяти,  Спаситель был распят и умер на кресте накануне иудейской Пасхи и воскрес на третий день. Если мы пользуемся юлианским (старым) календарем, то эта последовательность сохраняется. Но если перейти на григорианский стиль, то Воскресение Христово может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. А это уже будет противоречием и искажением истины.

В своей знаменитой книге «Исповедь» блаженный Августин, епископ Иппонийский ряд глав посвятил осмыслению времени. И основная его заслуга заключалась как раз в том, что он указал на два   измерения времени: объективные ориентиры, существующие вне нашего сознания, и субъективные ориентиры — ритмы и восприятия времени, заложенные в самом человеке. Так вот для православных христиан этим субъективным ориентиром, который лежит в основе церковного времяисчисления, является жизнь Спасителя. Поэтому именно юлианский календарь, который одни ученые называют более точным, другие — менее точным, был взят за основу церковного календаря: в его дни жил Христос.

И если в светском календаре имеется своя периодичность каких-то природных явлений и профессиональных дат, то в церковном календаре основным и главным являются события жизни Иисуса Христа, которые также последовательно и логично следуют одно за другим.

Примечательно, если не поразительно, что те моменты жизни Спасителя, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире и называются чудом, ежегодно повторяются. Так, именно по старому (юлианскому) церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, именно православной Пасхи (которая бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь. Этот огонь обладает особыми свойствами: первые несколько минут он не обжигает, и люди могут омывать им лица. Очевидцами этого удивительного зрелища, которое происходит каждый год в Иерусалиме, становятся десятки тысяч паломников.

Другое чудесное явление - соприкосновение Богочеловека с материей - произошло во время Его Крещения в водах Иордана. Поныне в день Крещения - именно по православному (церковному, юлианскому, старому - называйте как угодно) календарю - когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет.  Причем нетленной делается вода из любого источника (реки, озера, моря, океана), так как в церковной стихире на этот день есть слова «Освящается всех вод естество».

И еще один пример повторяющегося особого явления в природе, связанного с жизнью Спасителя. В августе мы празднуем Преображение Господне – тот день, когда Господь преобразился (изменился) перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор, на которой их покрыло облако, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в празднование Преображения  Господня и только по юлианскому календарю на гору Фавор в Палестине, которая находится в шести километрах от Назарета, на самую ее вершину, где сейчас находится православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Интересно, что во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко — в январе, в сезон дождей.  Так что будем сохранять церковный календарь как величайшее наше достояние. Кстати, слово «календарь» - от латинского «календариум» - означает «долговая книга». В переводе на русский это может звучать так: мы все в ответе за время, данное каждому из нас Богом.

Автор
Ольга РОЛИЧ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!