greenNew-2.jpg5ceccc4d20ad9

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

17
Сентября
Вторник
Inst. FB TW VK OK
баннер-final.jpg5d6cbb36a0c0e
Баннер не установлен
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rodinka2.jpg5cb02d256a88c
Что? Где? Когда?
Как вы обычно просыпаетесь утром?
Курс валют в Бресте и области

О коррупции, пьянстве и громком деле

00:00 29.01.2009


    - Сергей Константинович, в начале года, как правило,  принято подводить итоги года прошедшего. Какие плюсы и минусы в работе областной прокуратуры можете выделить по основным направлениям работы?
    - В числе позитивных результатов - снижение зарегистрированных  в области особо  тяжких (на 5,5 % по сравнению с 2007 годом), тяжких (на 8,6%) и менее тяжких (на 24,1%) преступлений. Так, сократилось количество убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований, разбоев, грабежей, хулиганств. Число краж снизилось на 21,5%. Пошла на убыль и преступность несовершеннолетних (на 17,1 %). Стоит отметить и то, что удалось усилить влияние прокуратуры на органы власти по активизации профилактической работы. Исполкомы  стали уделять ей значительно больше внимания. Повысилась результативность  надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов. Более взвешенной стала позиция органов уголовного преследования по оценке противоправного поведения граждан и более четкой и профессиональной  позиция государственных обвинителей в суде. Вследствие этого изменилась структура уголовных санкций: судами назначено больше  наказаний, не связанных с реальным лишением свободы. Прокуроры  перестали  предъявлять бесспорные иски  и подменять деятельность юридических служб  предприятий и организаций.
    К сожалению, есть и недостатки. Среди очевидных минусов -  недостаточно эффективная  работа  по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, которые являются основной причиной совершения большинства противоправных деяний, гибели и травматизма людей. Пока не исполняется должным образом Закон «О борьбе с коррупцией». Серьезное наше упущение - рост числа незаконно привлеченных к уголовной ответственности граждан. В минувшем году судами оправдано 24 человека, в  2007-м - 19. Предстоит поработать и по профилактике рецидивной преступности,  которая возросла в минувшем году   на 10 процентов.
    - Полтора года назад вступил в силу новый Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», в соответствии с которым  на прокуратуру возложены обязанности по координации деятельности государственных и правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Что удалось сделать за это время? Стала ли борьба с коррупцией эффективнее?
    - Считаю, что  нет. За минувший год в области выявлен всего один коррупционер, занимающий ответственное положение, - председатель Новомышского сельсовета Барановичского района, который осужден за превышение служебных полномочий и должностной подлог при выделении земельного участка.  Данные прокурорам полномочия пока  используются ими недостаточно профессионально, они еще не добились слаженной работы  оперативных служб правоохранительных органов по противодействию коррупции. Фактически активизирована только борьба со взяточничеством. Выявлено 178 фактов дачи и получения взяток, что на 57 больше, чем в 2007 году. Из них 86 - в таможенных органах, 50 - в торговле, 45 - в промышленности, 22 - в строительстве, 26 - в сельском хозяйстве. За неоднократное получение взяток от  предпринимателей, общий размер которых составил более 3 тысяч долларов США, на 6 лет лишения свободы осужден сотрудник ИМНС по Ленинскому району г. Бреста Змачинский B.Г. Такое же наказание назначено судом бывшему ведущему инженеру-энергетику филиала «Брестский коммунальный сервис» Саевичу М.М., который путем вымогательства под угрозой отключения электроэнергии  в течение семи месяцев получал взятки от владельца одного из брестcких баров. Недавно вынесен приговор - 6 лет и 3 месяца лишения свободы - бывшему заместителю генерального директора КУП «Брестжилстрой» Жуковичу С.К., который признан виновным в получении 20 взяток на общую  сумму более 4 тыс. долларов США за предоставление мест в общежитии предприятия.
    Кроме того, прокурорами выявлено 90 правонарушений антикоррупционного законодательства - таких, как незаконное извлечение выгоды в виде услуг, покровительство, предоставление необоснованных льгот и привилегий. К примеру, бывший председатель Ивановского райисполкома Лукьянчук Н.П. в сентябре 2006 года получил в райпо 1 млн. рублей за «оказанную практическую помощь в достижении высоких результатов заготовки черники». По требованию прокурора эти незаконно полученные деньги он возвратил. А вот другой показательный пример. Старший мастер участка КУПП «Брестское котельное хозяйство» Калишук Н.Н. в рабочее время привлекал работников предприятия к работам по ремонту отопления в доме матери, за что  оштрафован и  наказан в дисциплинарном порядке.
    - Сергей Константинович, как Вы уже сказали, очень много преступлений злоумышленники совершают в состоянии алкогольного опьянения. Пьянство по-прежнему является главной причиной семейных конфликтов, которые нередко заканчиваются трагедией. И это, увы, уже давняя тенденция. Как, на Ваш взгляд, ее можно перебороть?
    - Есть Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 годы, утвержденная  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2006 № 556. Надо ее выполнять. Однако прокурорские проверки в районных, сельских и поселковых исполнительных комитетах показали, что в этой работе много формализма, зачастую она сведена к написанию планов, решений, протоколов. Их исполнение возлагалось, как правило, на участковых инспекторов, занимающихся этой работой в силу служебных обязанностей. Фактически бездействовали созданные комиссии по борьбе с пьянством. В минувшем году прокуратура много сделала, чтобы  исправить это положение. По нашей инициативе облисполкомом утвержден комплекс мероприятий по укреплению общественного порядка, в котором нашли отражение меры профилактики употребления алкоголя. Среди них - сокращение производства и реализации плодовых вин низкого качества, активизация борьбы с самогоноварением и  нелегальными поставками спиртного из Украины. Должна стать более эффективной медицинская помощь, оказываемая хроническим алкоголикам. В феврале нынешнего года вступит в силу Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который предусматривает конкретные формы участия  в предупреждении пьянства трудовых коллективов и общественности. Оно станет более активным и действенным.
    - Еще одна социальная проблема, с которой сталкиваются правоохранительные органы, - лишение родительских прав нерадивых родителей и последующее взыскание с них расходов, затраченных государством на содержание детей. Как она решается?
    - Для ее решения надзорная деятельность прокуроров направлена на исполнение  Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2008 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В результате совместной работы всех заинтересованных служб трудоустроены практически все проживающие в области  лица, обязанные возмещать такие расходы, и более половины их  этими горе-родителями возмещено. В отношении тех, кто по-прежнему не желает трудиться, возбуждено уже более 300 уголовных дел по статье 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Но главной целью Декрета является защита детей, преодоление семейного неблагополучия. Позитивным в этом плане является  то, что в области больше родителей восстановлено в родительских правах (24 человека в отношении 33 детей, а в 2007-м - 18 в отношении 27 детей), а также больше отобранных детей возвращено в семьи (334 - в прошлом году, 268 - в 2007-м).
    - Вы также отметили, что повысилась результативность надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов. На чем основан  этот вывод?
    - Прокуратурой выявлены  существенные нарушения законодательства о сохранности государственной собственности, о защите прав потребителей, трудового, жилищного, налогового, природоохранного законодательства, факты ненадлежащего исполнения директив Главы государства, его Указа от 03.02.2006 №70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности». С целью их устранения в минувшем году внесено 3875 актов прокурорского реагирования (в 2007-м - 3690), на 8,3 млрд. рублей увеличилась сумма возмещенного во внесудебном порядке ущерба. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 2,4 тыс. нарушителей законности  (в 2007 году - 2 тысячи). Только за нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан наказано 150  человек.
    - А часто ли граждане обращались со своими проблемами к прокурорам, насколько обоснованными были их жалобы и заявления?
    - В минувшем году в органы прокуратуры области с письменными и устными жалобами и заявлениями  обратилось 15190 человек. Это на 680 больше, чем в 2007 году. Но обоснованными было признано меньше обращений. Сократилось и число удовлетворенных жалоб на действия и решения следователей и дознавателей МВД, органов финансовых расследований, на судебные решения по гражданским делам, на нарушения трудового и жилищного законодательства. Вместе с тем в случае нарушения прав граждан прокурорами принимались действенные меры по их восстановлению. В прокуратуру города Барановичи обратилась гражданка С. с жалобой на то, что председатель ЖСК-73 не выдает ей справку о занимаемом жилом помещении и составе семьи, в связи с чем она не может получить пособие на ребенка и оформить отпуск по уходу за ним. Оказалось, что общее собрание кооператива приняло явно незаконное решение не выдавать никаких справок членам ЖСК, имеющим задолженность по оплате коммунальных услуг. По протесту прокурора это решение отменено, заявительнице выдан необходимый ей документ. По протесту прокурора Ляховичского района на работе восстановлен  незаконно уволенный за прогул работник СПМК-18. На директора СПМК  наложен штраф в размере 20 базовых величин, он лично возместил предприятию выплаченную работнику компенсацию за время вынужденного  прогула. По предписанию прокурора Малоритского района был заключен трудовой договор, заведена трудовая книжка и выплачено пособие молодому специалисту, работающему в СПК «Рита».  И такие примеры, к сожалению, не единичны.
    - «Заря» постоянно информирует читателей о ходе расследования так называемых громких дел. Недавно, в частности, газета сообщила о том, что дело о серии убийств пожилых женщин в Дрогичинском районе  передано в суд. Что выявило следствие  по этому резонансному делу?
    - Анализ  причин совершения особо тяжких преступлений показал, что возросла незащищенность престарелых граждан, особенно проживающих в сельской местности. Участились случаи посягательств на их жизнь и здоровье со стороны злоупотребляющих алкоголем неработающих   родственников и знакомых. О необходимости коренного улучшения индивидуальной профилактической работы с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, оказания помощи одиноко проживающим и проживающим в неблагополучных семьях пенсионерам прокуратура проинформировала облисполком. Мы считаем, что здесь должны быть задействованы не только органы внутренних дел, но и медицинские,  и социальные работники, старосты деревень. Должна проводиться работа и с детьми, не оказывающими помощи одиноко проживающим родителям. Безучастными к проблемам стариков не должны оставаться все, кто с ними непосредственно общается. Это и почтальоны, и продавцы, и работники ФАПов. Не стоит надеяться только на правоохранительные органы: посильную помощь в борьбе с преступностью может оказать каждый.


Автор
Александр ЛОГВИНОВИЧ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!