domanovo.gif590197cee9088

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

23
Мая
Вторник
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
BANNER_VERT3.jpg59130cbe90704
obv.jpg5887175be6a38
Что? Где? Когда?
Что делать с мигрантами в Бресте?
Курс валют в Бресте и области
zitnaja-baba.jpg516684ec40c17

«Житняя Баба» в «Нашем современнике»

12:39 11.04.2013

Декабрьский, 12-й номер московского литературно-художественного и общественно-политического журнала «Наш современник» за 2012 год открывается повестью брестского писателя Александра Волковича «Житняя Баба». О чем же это произведение?

В предисловии автор пишет: «Житняя Баба - это женская богиня-покровительница. Традиционный образ заступницы в славянской вышивке и ткачестве в виде стилизованного снопа колосьев. Изготавливали Житнюю Бабу во время дожинок или славянского праздника Багача, посвященного уборке урожая, из последнего снопа, перевязывая его рушником, обливали громничной водой и ставили под иконы. По поверьям славян, Житняя Баба считалась богиней плодородия, излечивала женские болезни, помогала при родах».

Именно этот образ автор повести сопоставляет со своей главной героиней - крестьянкой Анастасией из крохотного села Похмелевка, что на Могилевщине. Немало испытаний выпало на ее долю. Страшнейшая война с фашизмом, послевоенная разруха, восстановление разрушенного хозяйства. И все эти невзгоды и беды превозмогли натруженные руки белорусских женщин, проводивших мужей на фронт, получавших черные вести-похоронки, но выстоявших и не сломавшихся в лихолетье истории.

Вот, к примеру, что автор пишет о женских руках: «Рвали их, как хотели, плуги да вилы, лопаты да топоры. В каждой морщинке, в каждой вздувшейся жилке аршинными буквами прописана сельская военная правда: «Все для фронта, все для победы!» До самой смерти печатку эту нести им вместе с колхозной Почетной грамотой в довесок за пазухой...»

Они, святые руки, способны не только тянуть послевоенное ярмо на колхозных полях и на производстве, но и вязать снопы, залечивать раны, гладить головки сирот, а, главное, вышивать редкие по красоте и душевности рушники - обережные, «охвярные», венчальные, свадебные...

Главная героиня повести до самого последнего своего часа выполняет обязательную, на ее взгляд,  вышивальную работу, самую важную в ее трудной жизни - картину родной деревни, признанной неперспективной. В надежде, что, наконец, сюда вернется ее непутевая внучка и продолжит вышивку, продолжит традиции старшего поколения...

Повесть насыщена белорусскими пословицами и поговорками, созданные в ней образы глубоко народные. И - трагические. Неужели мы сильны и едины лишь перед лицом общей, национальной беды, а уроки истории ничему не учат? - задается непростыми вопросами автор.

Автор
Владимир ТУРОВ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!